Интервью к юбилею кафедры «Проектирование вертолётов»: портал «Бизнес России»

15 декабря 2017
Интервью к юбилею кафедры «Проектирование вертолётов»: портал «Бизнес России»
Вертолётостроению — 110 лет. А кафедре «Проектирование вертолётов» Московского авиационного института — 65. По случаю праздничных дат портал «Бизнес России» пообщался с заведующим кафедрой Юрием Михайловичем Игнаткиным.

— Юрий Михайлович, как вы оцениваете развитие отечественной вертолётной отрасли сегодня? Насколько она конкурентоспособна в международном пространстве?

— После некоторого спада производства вертолётов, обусловленного объективными причинами, связанными с кризисом в мировой нефтегазодобывающей отрасли, производство вертолётов в России в 2017-м, по оценкам экспертов, возрастет до 217 машин (в прошлом году выпущено 189 вертолетов), а доход от продажи вертолётной техники составит 244 миллиарда рублей. В ближайшие годы продажа гражданских вертолётов будет расти и достигнет 80–90 вертолётов в год.

Намечается значительный рост экспортных поставок военных ударных вертолётов Ми-28НЭ и Ка-52, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны в боевых действиях в Сирии. Также ожидается увеличение экспортных поставок непревзойдённого в мире по грузоподъемности (может перевозить грузы массой до 20 тонн) сверхтяжелого вертолёта Ми-26Т2, созданного на МВЗ им. М.Л. Миля под руководством выпускника кафедры генерального конструктора, академика РАН, М. Тищенко.

— Какие современные модели российских вертолётов выделяете?

— Из новых следует отметить вертолёт Ми-38, прошедший сертификацию и запущенный в серийное производство. Машина отличается хорошей аэродинамикой несущего винта и корпуса, позволяющей развивать в горизонтальном полете скорости более 300 км/час. Надеемся, что Ми-38 займет достойное место среди вертолетов данного класса.

Также обращает на себя внимание вертолёт Ка-62. Сейчас он проходит лётные испытания и демонстрирует превосходные качества. Отличительная особенность заключается в том, что его конструкция на 60% выполнена из современных композиционных материалов, позволяющих увеличить весовую отдачу, улучшить аэродинамику корпуса, несущего и рулевого винтов.

Отдельно хочу сказать о результатах летных испытаний нового несущего винта вертолёта на летающей лаборатории (ЛЛ) фирмы МВЗ им. М.Л. Миля, которые она подготовила к своему 70-летнему юбилею.

Летающая лаборатория создана на базе серийного транспортно-боевого вертолёта Ми-24. На этом винте реализованы: новая конструкция лопастей несущего винта с применением современных технологий и конструкционных материалов, созданных совместно с ведущими институтами отрасли, в частности с ВИАМом, а также перспективная аэродинамическая компоновка лопастей несущего винта со специальными законцовками и аэродинамическими профилями ЦАГИ нового поколения.

В результате на вертолёте достигнута скорость горизонтального полета порядка 400 км/час с существенно меньшим уровнем шума, создаваемого винтом, и вибраций, — и это получено без виброгасителей. При прочих равных условиях на этом винте при скорости 350 км/час снижена потребная мощность на 20–25% по сравнению с серийным винтом и получен значительно меньший километровый расход топлива, чем у зарубежных вертолетов аналогичного класса.

— Юрий Михайлович, когда обучаете студентов столь непростому делу, как проектирование вертолётов, какими принципами руководствуетесь?

— Главный принцип здесь, по образному выражению одного известного аэродинамика, — «заразить студента бациллой инженерного творчества», то есть привить ему любовь к сложным наукам расчета, проектирования и испытания вертолетной техники. Инженеры, создающие авиакосмическую технику, — специалисты высочайшего уровня. И чтобы его достичь, нужно иметь определенный талант, склонность к изучению математики, физики и других наук, а заодно — громадное трудолюбие.

— Есть ли у вертолётостроителей девиз, объединяющий их как профессионалов высшего класса?

— Девиз содержится в известном авиамарше на слова П. Германа: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор. Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор!». По утверждению М. Миля, сказочная мечта человека о чудесном ковре-самолёте в наибольшей степени воплотилась в вертолёте, способном летать в любом направлении, неподвижно зависать в воздухе и не требующем для взлёта и посадки специальных аэродромов.

— Ваши пожелания коллегам, партнёрам, друзьям по случаю замечательных юбилеев?

— Желаю оптимизма и упорства — как той лягушке, которая, непрерывно работая лапками, все-таки взбила из молока сметану.

Кафедра 102 «Проектирование вертолетов», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Кафедра готовит инженеров по специальности «Вертолетостроение» (1301.02) для профессиональной деятельности в областях проектирования, производства, испытаний и научных исследований вертолётов, винтокрылов, автожиров, преобразуемых летательных аппаратов вертикального взлёта и посадки с винтовыми несущетянущими системами, а также воздушных винтов, используемых в различных областях техники.

В настоящее время кафедра является единственной в мире, ведущей комплексную подготовку специалистов в области вертолётостроения. Выпускники кафедры могут работать в НИИ, ОКБ и на предприятиях, занятых созданием опытных и серийных вертолетов и других типов летательных аппаратов.

В этот день было

Состоялся первый полёт вертолёта радиолокационного дозора Ка-31
Родился Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ Л. Д. Лобас
Родился лётчик-испытатель Л. М. Нестерук