Проекты будущего: что маёвцы презентовали на «Туполевских чтениях»

21 декабря 2017
Проекты будущего: что маёвцы презентовали на «Туполевских чтениях»

Конец года для студентов Московского авиационного института (национального исследовательского университета) выдался богатым на участие в разнообразных конференциях, соревнованиях и успешных победах в них. Одно из таких мероприятий, в котором маёвцы показали себя сильнейшими участниками, — Международная конференция «Туполевские чтения», которая прошла в КНИТУ КАИ.

— Это было просто волшебное путешествие в Казань, — делится впечатлениями одна из участниц конференции, автор доклада, студентка Института «Системы управления, информатика и электроэнергетика» Елена Марценюк. — Огромная благодарность организаторам конференции за прекрасную программу, дружескую атмосферу и новые контакты.

Двигатель под расчёт

Маёвцы представили на суд жюри и участников «Туполевских чтений» несколько докладов. Каждый из них затрагивает разные аспекты развития авиакосмического профиля. Например, работа студентов 6 курса Института «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ Владислава Белякова и Дмитрия Василевского посвящена созданию программного модуля для автоматизированного расчёта жидкостного ракетного двигателя.

— Программа позволяет производить расчёты для проектирования двигателя, — отмечает автор работы. — Например, расчёт термодинамики и газовой динамики, геометрии, тепловых потоков, энергетической увязки двигателя и его охлаждения. Каждый модуль расчёта непосредственно связан между собой. В программе «вшиты» базы данных теплофизических свойств по температуре и давлению компонентов ракетного топлива, что является большим её большим отличием от аналогов. Кроме того, по сравнению с другими программами-аналогами, она имеет упрощённый интерфейс и доступный открытый код.

По словам Владислава, он планирует продолжить работу по усовершенствованию своей программы уже в аспирантуре и посвятить ей диссертацию. «Туполевские чтения» дали маёвцу бесценный опыт для развития проекта.

— Была вполне домашняя обстановка с интересными бурными обсуждениями наших и других докладов, — отмечает Владислав. — Каждый комментарий, замечание и похвала станут хорошим подспорьем для нашей дальнейшей работы.

Важное дополнение

На «Туполевских чтениях» от МАИ был представлен доклад о разработке дополнительной системы к электронному планшету EFB для пилотов гражданских судов. Напомним, что такой компьютер помогает повысить скорость и эффективность необходимых режимов взлёта или посадки в зависимости от погодных условий и конкретных характеристик взлётно-посадочной полосы. Маёвцы из Института «Системы управления, информатика и электроэнергетика» — Елена Марценюк и Александр Мельничук — предлагают дополнить данные планшета при помощи дополнительной экспертной системы.

— Для определения таких характеристик, как тяга двигателя, угол отклонения закрылков и предкрылков, режим торможения и других в нашей стране пилоту приходится использовать сведения, хранящиеся в так называемом чемодане командира воздушного судна, — отмечает Елена Марценюк. — Поиск необходимой информации, особенно в критических ситуациях, например, при изменении плана полёта, может потребовать большого времени. Для устранения этого недостатка в наших авиакомпаниях мы предлагаем использовать экспертную систему как дополнение системы EFB для воздушных судов, техническую базу которой составляет планшетный компьютер.

Работа была высоко оценена жюри и также была удостоена дипломом лауреатов «Туполевских чтений».

Рынок для спутника

Ещё один маёвский проект был посвящён анализу рынка отечественного дистанционного зондирования Земли. Его автором стала студентка пятого курса Института инженерных и гуманитарных наук Мария Дацюк.

— Была определена доля России на мировом рынке дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), обозначены основные тенденции развития и самые крупные игроки этого рынка, — отмечает Мария. — Подобной работы в этом направлении на нашем факультете ещё не было, все данные, приведённые в ней, новые. Мы проанализировали конкурентные преимущества отечественных спутников, рассмотрели проблемы ДЗЗ в России, причины их возникновения и возможные, на наш взгляд, пути решения.

По словам Марии, такие исследования позволяют получить и оценить чёткую динамику развития рынка спутников за несколько лет. С каждый годом востребованность техники ДЗЗ только растёт, поэтому результаты, полученные Марией и её коллегами из МАИ, остаются актуальными.

— Планируем продолжать следить за рынком и отслеживать все происходящие изменения, — резюмирует Мария. — Хотим показать чёткую динамику развития рынка за несколько лет.

Всем участникам делегации МАИ были вручены дипломы за лучшие НИРС среди участников «Туполевских чтений».

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8