МАИ удостоен премии конкурса Н. Е. Жуковского за книгу «Динамика полёта»
18 января 2018В Доме учёных ЦАГИ 17 января наградили лауреатов конкурса имени Николая Егоровича Жуковского по итогам 2017 года. Мероприятие совпало с днём рождения великого русского учёного и конструктора. В число тех, кто отличился своими научными достижениями в области авиационной техники, и удостоившихся памятными знаками и дипломами, вошли и представители Московского авиационного института (национального исследовательского университета).
Совместный коллектив ЦАГИ и факультета «Авиационная техника» МАИ удостоился спецприза в номинации «За подготовку выдающегося учебного пособия по авиационным дисциплинам». Книгу «Динамика полёта» презентовал один из главных её авторов — декан факультета «Авиационная техника» МАИ Александр Ефремов. Соавторами Александра Викторовича стали профессор МАИ Валерий Овчаренко, а также сотрудники ЦАГИ Валерий Суханов и Юрий Шелюхин.
— Многие годы коллективы МАИ и ЦАГИ работают вместе, — отметил в своём выступлении Александр Ефремов. — Да и как иначе. Ведь основал профильную кафедру «Динамика полёта» в МАИ в 1958 году мой учитель и наставник, заместитель начальника ЦАГИ Иван Николаевич Остославский. Он первый ещё в 50-х годах прошлого века написал учебник «Аэродинамика самолёта», затем в 1960-х годах вышла его новая книга «Динамика полётов». Последняя книга, посвящённая динамике полётов, появилась в 1980 году. Называлась она «Аэромеханика самолёта».
По словам Александра Викторовича, с далёких восьмидесятых годов книг на эту тему больше не выходило, а авиация развивалась очень быстро. В этой сфере появился целый ряд новых особенностей, в том числе и в вопросах динамики.
— Накопилось много нового и интересного, которое существенно продвинуло авиацию, — отмечает декан факультета «Авиационная техника» МАИ. — Например, полёты на критических углах атаки, снижение статической устойчивости, создание неустойчивых самолётов. Кроме того, определяющим образом на динамику систем самолётов и систем управления стали влиять автоматизированные системы и многие другие факторы.
На идею об издании новой книги МАИ натолкнул будущий научный редактор издания, академик РАН, создатель научной школы динамиков ЦАГИ Георгий Бюшгенс.
— В начале двухтысячных годов мы встретились с Георгием Сергеевичем, — вспоминает Александр Викторович. — Он сказал, что уровень знаний студентов самолётостроительных специальностей нужно поднимать, потому что в авиационной технике появилось очень много новых веяний. Решено было написать учебник объединёнными силами МАИ и ЦАГИ. Тем не менее, издание должно было отражать не только рассмотрение ряда новых вопросов и задач, но и охватить традиционные методы, которые уже были накоплены.
— Георгий Сергеевич был очень строгим критиком и редактором, — отмечает в беседе с mai.ru Александр Викторович. — Но работать с ним было интересно и невероятно увлекательно. Я всегда чувствовал крепкое плечо.
По словам декана МАИ, учебник написан живым языком, чтобы заинтересовать и увлечь студентов.
— Как говорил Гёте, научиться можно только тому, что любишь, — отмечает Александр Викторович. — Хотя эта книга предназначена не только для учащихся вузов, но и для научных работников, инженеров и для всех тех, кто интересуется авиационной техникой. Я сам лично видел эту книгу на полках ведущих авиационных конструкторских бюро. А это — веское доказательство признания нашей работы.
Отметим, что книга уже издана на китайском языке, ведутся переговоры об издании книги в Турции.
Фото Анатолия Смирнова и пресс-службы ЦАГИ