А ну-ка девушки: три ипостаси женской половины МАИ

7 марта 2018

Cамый весенний праздник — 8 марта — уже на пороге. В этот день все мужчины немного поэты, а женщины и девушки своими очаровательными улыбками способны растопить лёд и прогнать самые сильные холода. Пришла весна. Самые яркие её краски — в букетах цветов, в самых искренних комплиментах, в счастливых глазах самой прекрасной половины человечества.

В канун Международного женского дня mai.ru публикует три вдохновляющие истории, истории с женским лицом. Все они разные, но каждую из них объединяет одно — Московский авиационный институт, ставший для наших героинь альма-матер.

Шаг к возрождению

Неспроста надежду на возвращение к жизни миллионам людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и возможность встать на ноги мог подарить только инженерный талант прекрасной девушки с именем Анастасия. С греческого имя переводится как «возрождение». Анастасия Скворцова, студентка факультета «Робототехнические и интеллектуальные системы» МАИ, ещё в школе решила создать «спасительный» механизм для обездвиженных людей. Она придумала уникальный шагающий тренажёр и стала поэтапно воплощать свою идею в жизнь. Помогали Насте с проектом доцент кафедры «Прикладная механика и математика» МГСУ Владимир Лебедев и ведущий инженер кафедры «Физика» МАИ Виктор Дроботов.

Сначала девушка приступила к созданию элементов конструкции в стенах Клуба юных инженеров в родном Королёве. Реальные очертания разработка получила после Настиного поступления, теперь уже в стенах МАИ.

— Это рефлекторный шагающий тренажёр для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, — отмечает в беседе с mai.ru Настя. — Он поможет ходить детям с диагнозом ДЦП и людям, которые получили травмы и обездвижены. Благодаря тренажёру можно восстановить двигательные функции, шаг и движения.

Принцип действия тренажёра основан на лямбдаобразном механизме Чебышева. Он в точности передаёт человеческий шаг.

— То есть когда человек ходит, его траектория имеет дугообразный и прямолинейный участок, — поясняет талантливый изобретатель. — Точно такой же участок имеет и механизм. А благодаря тому, что эта траектория заложена в подкорке головного мозга, человек просто вспоминает на уровне безусловного рефлекса, как ходить.

Тренажёр лишён компьютерной программы, всё основано на законах механики.

— Я своими руками его собирала в течение нескольких лет, — отмечает Настя. — Сначала я изготавливала один механизм, потом другой, скрепляла их между собой. Так всё продолжалось и продолжалось. В университете я окончательно завершила свою конструкцию.

Кстати, выбор вуза для Насти не стал мучительным. Она ещё в школе нацелилась поступать именно в МАИ.

— Клуб инженеров в Королёве был прикреплён к маёвским курсам, — вспоминает она. — Я ходила туда заниматься и уже в десятом классе знала, что альтернативы МАИ в моей жизни просто не будет.

Со своей инновационной разработкой Анастасия выигрывала множество инженерных конкурсов, завоёвывала самые высокие награды. Уже на первом курсе МАИ она выиграла грант престижного конкурса «УМНИК» Фонда содействия инновациям.

Но мы уверены, что самые оглушительные победы у Насти ещё впереди. Кстати, в арсенале у талантливой студентки есть ещё один проект. Он связан с созданием шельфового шагохода для освоения Арктики, тундры и труднодоступных шельфовых областей.

— Это будет своего рода внедорожник для таких мест, — отмечает Анастасия. — Принцип его действия также основан на лямбдаобразных механизмах. Благодаря траектории своего движения механизм не повредит местной флоре, в отличие от колёс машины. Проект я в своё время немного забросила, но в ближайшем будущем планирую им заняться вплотную.

Проверка на прочность

Аэрокосмический институт МАИ Екатерина Попова окончила по профилю «Строительная механика и прочность». В Катином резюме внушительный стаж работы по профессии — Корпорация «Иркут», НПО «Наука», ряд других ведущих российских компаний. Однако работа в таких гигантах для Кати, кандидата в мастера спорта по лёгкой атлетике, оказалась слишком тесной. Свою тихую гавань девушка обрела в МАИ, в Отраслевом специальном конструкторском бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС) МАИ. Здесь она занимается расчётом прочности конструкций.

— Все идеи и задумки конструктора я проверяю на прочность в программном комплексе, — рассказывает Катя об особенностях своей работы. — То есть задаются нагрузки, которые будут на конструкцию предположительно действовать, и отслеживается, будет ли вся эта система работать и как будет работать. Всё, конечно, можно скорректировать. Сделать чуть толще или наоборот тоньше, чтобы массу сэкономить. Оптимальный вариант, когда конструкция держит нагрузку и подходит по массе, отражается в отчёте. Потом это тестируется на испытаниях и сравнивается.

После работы в ОСКБЭС МАИ инженер-прочнист Екатерина Попова превращается в стремительную легкоатлетку, которая буквально на крыльях мчится в спорткомплекс ЦСКА на тренировку. Катя ещё с детства профессионально занимается бегом с барьерами. Этот вид — один из самых сложных и травмоопасных в лёгкой атлетике.

— На дистанции стоят 10 барьеров, их нужно преодолеть на норматив, — поясняет суть вида Катя. — Зимой мне особенно тяжело выступать на дистанции 400 метров. Устаю и не успеваю восстановиться. Конечно, вместе с тренером я подбираю оптимальные варианты дистанций. Летом планируется множество соревнований. Кубки Москвы и Московской области, чемпионаты России, разные вузовские соревнования.

За МАИ Катя выступала ещё с первого курса, занимала призовые места. Кстати, именно после поступления в вуз девушка продолжила тренировки после вынужденного перерыва, связанного с переездом из родного Казахстана в Россию. Кстати, полюбила МАИ Катя ещё до своего поступления. Однажды она вместе с папой попала на ярмарку вакансий. Там ей попался яркий маёвский буклет, из которого Катя узнала о ближайшем дне открытых дверей в МАИ. Он и стал для неё судьбоносным.

— Когда я приехала в МАИ на день открытых дверей, то влюбилась в этот университет с первого взгляда. В душе что-то перевернулось, — вспоминает она. — Папа хотел меня видеть студенткой Бауманки, но я своего выбора не поменяла. Впервые столкнувшись с МАИ, вернее с его буклетом, на ярмарке вакансий, я поняла, что вижу себя только в его стенах. С поступления в МАИ ритм Катиной жизни круто изменился. Спорт и учёба требовали одинаковой отдачи, и Катя старалась умело выстраивать свой график, чтобы не навредить ни тому, ни другому.

— Правда, с физкультурой проблем в вузе не возникало, — шутит она. — У нас было такое правило — либо ты занимаешься физкультурой на кафедре физвоспитания, либо ходишь в секцию, выступаешь за МАИ и получаешь зачёты. Я и тогда, и сейчас выступаю за альма-матер, хотя заявляться на соревнования становится труднее, ведь я уже перешагнула студенческий возраст.

Получив диплом, Катя на достигнутом не остановилась и... поступила в аспирантуру. Теперь комбинировать пришлось уже четыре важные составляющие — инженерную и научную работу, учёбу и спорт. Но она играючи с этим справилась, успешно защитив диссертацию и при этом не пропустив ни одной тренировки.

— Да, да, я кандидат физико-математических наук, — улыбаясь, отмечает девушка. — В аспирантуре я училась и защищалась на родной 603 кафедре у профессора Сергея Альбертовича Лурье.

По словам Кати, в дальнейшем ей хотелось бы освоить новую для себя профессию — детского тренера по лёгкой атлетике. У неё уже есть опыт подобной работы, как частный тренер она готовит юных футболистов.

— Мне очень нравится тренировать детей, — признаётся Катя. — Такую энергию и самоотдачу редко встречаешь у взрослых людей. У деток глаза горят, они тренируются до седьмого пота, потому что хотят получить результат. Все мои маленькие подопечные хотят быть похожими на Рональдо, он их вдохновляет.

Сама Катя тренировалась на знаменитом манеже ЦСКА вместе с олимпийскими чемпионами, которых хорошо знает в лицо.

— К нам часто приезжали наши чемпионы, мы бегали брать автографы, — ностальгирует она. — Кстати, олимпийский чемпион Юрий Борзаковский — наш старший тренер. Он всегда тепло нас всех приветствует при встрече, присутствует на всех соревнованиях. Потрясающий человек!

Сложно было не спросить профессиональную спортсменку об её отношении к недопуску российских легкоатлетов на лондонскую Олимпиаду.

— Это очень печально, — немного подумав, ответила девушка. — Я, кстати, не разделяю мнения многих о том, что зимнюю Олимпиаду в Пхёнчхане россиянам нужно было дружно бойкотировать. Некоторые спортсмены лет 10 готовятся к соревнованиям, приводят себя в идеальную форму. И вдруг какие-то люди решают, что человек никуда не поедет. Знаете, как это ломает жизни? Путёвка на Олимпиаду — это заветная мечта каждого спортсмена, а олимпийские медали — наивысшее достижение. Я тренировалась вместе с ребятами, которые должны были ехать на Игры в Лондон. Вы знаете, сколько это труда, терпения. И вдруг такое. Это настоящая трагедия!

Песня ветра и музыка дорог

Казалось бы, что в жизни студентки третьего курса Института инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ, руководителя маёвского мотоклуба «MAI Moto» Елизаветы Будыка всё плавно шло к тому, что девушка станет музыкантом. С трёх лет родители Лизу приобщали к этому виду искусства. В итоге девочка с отличием окончила музыкальную школу по двум классам — фортепиано и гитары. К талантам блестящего владения инструментам добавился ещё один — Лиза прекрасно пела.

— Мама хотела, чтобы я поступила в консерваторию, — вспоминает Лиза. — У меня были все шансы туда пройти. Я принимала участие в музыкальных конкурсах такого уровня, о которых выпускники многих школ могли только мечтать. Но всё сложилось по-другому.

После окончания музыкальной школы Лиза с головой ушла в организацию концертов, разнообразных мероприятий, городских праздников. Казалось бы, дальнейшая судьба была прозрачна — растёт яркая творческая личность, которая посвятит себя музыке. Но жизнь в дальнейшем распорядилась так, что музыкальной карьере помешало большое и светлое чувство... к мотоспорту и мотоциклам как таковым.

— Я вдруг поняла, что не хочу делать музыку делом всей своей жизни, — отмечает студентка МАИ. — Для меня это просто хобби. Мне же интересна чуть другая сфера. Меня стала очень привлекать военная служба. Все мои родные по мужской линии — папа, дедушки, прадедушки и брат — военные. Поэтому в семье мой выбор только поддержали.

Лиза хотела попробовать свои силы и поступить в Военно-космическую академию им. Можайского в Санкт-Петербурге.

— Но к моменту поступления я из-за травмы не смогла сдавать нормативы по физкультуре, — вспоминает Лиза. — Тогда я решила поступать в Академию МЧС и Московский авиационный институт.

В Академию МЧС Лиза с лёгкостью прошла, но в итоге выбрала МАИ. Ей хотелось учиться на военной кафедре, которая в этом вузе была. Но приём туда закрыли через полгода после Лизиного поступления. Но девушка и не думала отчаиваться. О чём вообще речь? И она нашла самое лучшее применение своих невероятных талантов и способностей. В МАИ Лиза продолжала помогать московским мотоклубам, всячески развивала российское мотодвижение, организовывала тематические праздники. Так, мало-помалу, день за днём она шла к созданию в стенах МАИ вузовского мотоклуба. В июне 2017 года в МАИ усилиями на первый взгляд хрупкой студентки МАИ Елизаветы и её друзей, студентов факультета «Авиационная техника» Кирилла Бреславского и Юрия Никешина появился самобытный клуб «MAI Moto». Теперь у него есть собственное имя, эмблема и внушительная история достижений.

— Когда я ещё работала в Профкоме МАИ, то организовывала большое мероприятие под названием «Студенческая весна», — отмечает Лиза. — Осенью 2017 года при поддержке московского байкерского «Free brothers MC» мы проводили яркий и зажигательный детский мотопраздник в городе Краснознаменск. Наша главная задача была показать не то, что мы, байкеры, такие крутые ребята, которые всё могут сделать, а для популяризации мотоспорта. Вся программа была составлена так, чтобы продемонстрировать, что дети тоже могут этим заниматься и это очень увлекательно. У нас есть, например, малыши, которые с трёх лет занимаются мотоциклами. И им это в кайф, они всё время при деле!

Впереди у Лизы и «MAI Moto» много событий — «Мотовесна», серьёзное соревнование «Мотоармия» на военном полигоне Алабино и турнир по мотоджимхане в МАДИ. Кстати, один из этапов будет проходить на военном полигоне Алабино. Несмотря на такую насыщенную жизнь, Лиза успевает хорошо учиться и много, очень много читать.

— Я настоящий книгоман, — признаётся она. — Могу за месяц прочитать 5- 6 книг. Очень люблю классику, фантастику. С интересом читаю литературу по своей специальности.

Лиза учится на кафедре «Социальный менеджмент». Особенно увлекается областью экстремальной психологии.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров