Ставка на талант: маёвец Сергей Ершов популяризирует авиастроение среди школьников

15 марта 2018

Преподаватель, наставник, организатор и популяризатор научно-технического творчества среди молодёжи, студент и будущий инженер-конструктор — сложно поверить, но все эти непростые роли сочетает в себе один человек. Его зовут Сергей Ершов, он учится на пятом курсе факультета «Авиационная техника» МАИ. Помимо учёбы, талантливый маёвец принимает самое активное участие в образовательных проектах МАИ и ОАК для школьников — сменах в «Артеке», «Сириусе», а также сотрудничает с Фондом развития образования и вместе с МАИ курирует направление «Аэро» в сети детских технопарков «Кванториум».

Популяризация научно-технического творчества так захватила Сергея, что в придачу к своей основной деятельности он решил взять в свои руки, на первый взгляд, неподъёмную ношу — строительство технопарка «Кванториум» в родной Евпатории.

— Я полгода потратил на то, чтобы доказать — это нужно всем и очень перспективно в нашей детской здравнице, — делится с mai.ru Сергей (на фото — в центре). — Я встречался с мэром города, который с большим воодушевлением встретил мою идею. Теперь работа, наконец, началась. Скоро «Кванториум» откроется и в моём родном городе.

Точка невозврата

Сергей с большим вдохновением вспоминает первые шаги большого пути. Его наставническая и организаторская карьера начиналась на самой первой совместной смене МАИ и ОАК в лагере «Артек» в феврале 2016 года. Сергей тогда учился на третьем курсе и отправился преподавать юным артековцам компьютерное моделирование в SolidWorks и авиастроение.

— Мы были хорошо знакомы с Андреем Владимировичем Рипецким, который курировал смену от МАИ, — вспоминает Сергей. — Именно он позвал меня помочь провести смену в «Артеке». И я поехал.

Новый формат работы с талантливыми школьниками стремительно набирал в МАИ обороты. В начале 2017 года вуз подписал с лагерем соглашение о старте совместного тематического партнёрства. Так для МАИ и самого Сергея открылись новые горизонты для дальнейшего развития и творчества.

— В июне в «Артеке» маёвская смена прошла с большим размахом, — отмечает Сергей. — Приезжали ректор МАИ Михаил Асланович Погосян и заместитель Председателя Правительства Ольга Юрьевна Голодец. Мы запускали сконструированные ребятами коптеры, которые распечатали на 3D-принтере. Мероприятие было ярким и запоминающимся. Всем очень понравилось!

Из пике к звёздам

Но одной из самых серьёзных проверок на прочность для Сергея и его учеников стала проектная смена «Большие вызовы» в сочинском научно-образовательном центре «Сириус», который МАИ организует вместе с ОАК. На мероприятии маёвцы Сергей Ершов, Евгений Подобин и Артём Самойловский вместе с талантливыми школьниками из разных уголков России реализовывали проект «Будущее авиации». Они с нуля сделали беспилотник с композитными крыльями. Отличительная особенность дрона — облегчённая конструкция, полученная благодаря перспективному в авиастроении методу топологической оптимизации. Выполнение поставленной задачи стало для команды билетом в следующий тур — очную презентацию пред Президентом России Владимиром Путиным в рамках телевизионного «Недетского разговора» на НТВ.

—Я сначала совершенно не представлял, что и как будет в «Сириусе», — признаётся Сергей. — Но ведь главное ввязаться в бой, а там — по обстановке. И в итоге всё получилось. Вместе с ребятами мы создали очень крутой проект, один из двух перспективных и удостоенных участия в «Недетском разговоре» с Владимиром Путиным. Наш беспилотник выбрали из 83 работ. Для нас это было невероятным событием! Когда мы только приехали в «Сириус», то на нас там смотрели скептически. Во взглядах читалось: «Что тут вообще делают эти студенты?».

Тернистый путь российских школьников и маёвцев к успеху заслуживает целого фильма. Это была драматичная история со счастливым концом. По словам Сергея, во время работы над беспилотным самолётом его коллеги из МАИ почти не спали.

— Мы создали беспилотник, который был готов к полётам, — отмечает маёвец. — Но нам даже жалко было его запускать, потому что если бы что-то пошло не так, мы бы просто не успели его восстановить заново. Вначале аппарат планировалось распечатать на 3D-принтере в самом «Сириусе». Поздним вечером печать была запущена, но спустя час система выдала сообщение об ошибке, и дрон так и не «вышел из печати». — Мы приняли решение караулить принтер и спать прямо там, — с улыбкой вспоминает Сергей. — Мы с Женей (Евгений Подобин — ред.) устроились на пуфиках и по очереди дежурили. Из-за того, что накануне случилось неприятная ситуация, мы выбивались из графика и даже за эту ночь не смогли допечатать все детали.

Казалось бы, всё потеряно. Но на помощь к ребятам пришёл родной МАИ. По макетам ребят он срочно изготовил и отправил в Сочи недостающие детали.

— Мы забрали недостающие детали в аэропорту, — отмечает Сергей. — Приехали в «Сириус» и прикрутили. За всё время работы мы ни разу не стыковали фюзеляж и крыло беспилотника. До этого приходилось иметь дело только с электронным макетом, но все расчёты были правильными. Однако физически состыковать крыло и корпус мы не пытались. И тут мне пишут представители «Сириус»: «Мы идём к вам смотреть работу». Женя с детьми начинает пристыковывать крыло. Оно подходит, но до конца в «посадочное» место не встаёт. Я понимаю, что у меня есть всего пять минут, чтобы встретить представителей «Сириуса». А я ведь слово дал, что всё будет работать. Тогда я сказал ребятам: «У нас есть пять минут пока я иду встречать руководителей лагеря, чтобы спасти проект. Иначе конец... Даже думать не хочу, что дальше будет». Я вышел из гаража, куда мы переехали во время работы над беспилотником, практически навстречу нашей судьбе. Когда мы с представителями «Сириуса» зашли обратно в ангар, произошло чудо. Всё стояло на месте. Но когда нас попросили запустить аппарат, он не запустился. Наших лиц лучше было не видеть в этот момент. Но выяснилось, что от волнения мы просто не включили кнопку на аккумуляторе. Хорошо, что это заметил Саша (Александр Дремов — член команды, ученик 10 класса) и вовремя подсказал. Включили, беспилотник запустился. «Отлично, заносите в студию», — из уст представителей «Сириуса» это было самое громкое признание наших успехов после всех наших мытарств.

Но это далеко не единственная проблема на пути талантливых разработчиков. Ещё одним «ухабом» стала эпоксидная смола для изготовления композитного крыла.

— Когда мы покупали эпоксидную смолу для производства композитного крыла, то я не обратил внимания на способы её отверждения, — отмечает Сергей. — Нужно было обязательно соблюдать температуру. Сначала при комнатной температуре в вакууме, потом при температуре 65° в течение двенадцати часов. Мы думали, как добиться таких показателей. Именно 65°. Сначала хотели построить из утеплителя для стен маленькую комнатку, поставить конструкцию туда и установить тепловую пушку. Но тепловую пушку в «Сириусе» мы не нашли. А процесс отверждения пошёл и надо было буквально за час придумать решение, иначе ничего не получится. Тут нам с Женей приходит идеальная мысль. Мы же в Сочи, крыло чёрное, солнце, море. И мы просто выставили его на солнце. Померили лазерным термометром температуру — 67 градусов. Весь день наши крылья простояли на солнце.

Невероятные приключения маёвцев в «Сириусе», к счастью, увенчались успехом. Теперь ребятам есть, что вспомнить, рассказать другим и из чего извлечь урок.

— Самое главное — мы показали детям, как построен проектный процесс. А тут он ещё и с приключениями проходил. Настоящий квест, — шутит маёвец.

Объединяя таланты

В ближайшее время МАИ и ОАК запустит в «Сириусе» новую программу. По словам Сергея, на днях её «сценарий» утвердят. В этот раз задания на смене не ограничатся только разработкой беспилотника. Главная цель — создание дрона с мониторингом конструкций и узлов. Часть производственной цепочки будет сокращена, а самое большое внимание уделено увеличению жизненного цикла изделия.

— Мы хотим попробовать формат «умной» конструкции, — отмечает Сергей. — Во время производства в фюзеляж будут внедряться датчики. Они передадут данные о нагрузке, которая возникает в процессе полёта, информацию о дефектах, трещинах, сколах. Эта схема уже давно применяется в большой авиации для того, чтобы чётко мониторить и понимать, когда самолёт нуждается в обслуживании.

Два проекта — создание летательного аппарата и «умной» системы — в рамках смены в «Сириусе» будут вестись параллельно.

— Будет две команды на двух принципиально разных направлениях, — отмечает Сергей. — Одна на направлении «беспилотный транспорт», другая — на направлении «большие данные». То есть сначала ребята будут работать раздельно, а потом — соединяться в единый проект.

Помимо «Сириуса» и «Артека» МАИ планирует принять участие в проектной смене ОАК во Всероссийском детском центре «Океан» на Дальнем Востоке. В проекте Сергей, конечно, задействован. Ведь он не только хороший организатор, педагог и наставник, но ещё и настоящий искатель талантов.

Однажды на форуме «ПРОектория» маёвец обратил внимание на выступление одиннадцатиклассника из Калининграда Сергея Горобца. Молодой человек участвовал в открытом уроке «Россия, устремлённая в будущее» с Президентом России и рассказывал о своём проекте по оптимизации двигателя ПД-14 для самолёта МС-21. 

— С Сергеем я познакомился заочно, — вспоминает маёвец. — Я сидел в студии, где проходил «Открытый урок» с Президентом России в рамках форума «ПРОектория». Сергей рассказывал Владимиру Владимировичу о своём проекте. Я записал фамилию и данные талантливого парня и потом попробовал его отыскать. Помог случай. Я был в командировке от фонда в калининградском «Кванториуме». Сергей как раз сидел и работал над своим проектом. Я подошёл к нему и пригласил на смену в «Артек». С этого момента он в нашем акселераторе.

Всех талантливых ребят, с которыми МАИ работал в «Артеке», «Сириусе» и «Кванториуме», по словам Сергея, хочется видеть среди студентов вуза.

— Задача объединить ребят их уже в первый месяц учёбы в МАИ, чтобы познакомить между собой, — отмечает он. — Следующим этапом будет формирование проектной команды, затем реальная инженерная задача. Уверен, что уже к четвёртому курсу они смогут выполнять коммерческие заказы.

У самого Сергея впереди ещё множество сложных задач. Строительство детского технопарка «Кванториум» в Евпатории, кураторство уже существующего направления «Аэро», ряд маёвских проектов и, конечно, защита диплома. Кстати, дипломный руководитель у маёвца — сам ректор. А значит, нужно держать планку! Но Сергею уже не впервой брать самые неприступные вершины...

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации