Факты о МАИ, которые сделают его в ваших глазах ещё круче

20 марта 2018

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 20 марта отмечает День рождения. Вот уже 88 лет вуз выпускает лучших инженеров для авиационной, ракетно-космической и IT-отрасли.

МАИ стал альма-матер для целой плеяды знаменитых советских и российских конструкторов авиационной, ракетно-космической техники, разработчиков радиоэлектронных, программных, робототехнических комплексов, учёных с мировым именем, лётчиков-космонавтов, руководителей предприятий, государственных и военных деятелей. МАИ стал местом творческого старта для известных писателей, поэтов, музыкантов, режиссёров, отправной точкой успешной спортивной карьеры чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы.

На сегодняшний день МАИ — национальный исследовательский университет, технопарк с развитой экспериментальной и опытной базой, внушительными научными достижениями и разработками. Это место для всестороннего развития и реализации инженерных, управленческих и лидерских талантов студентов, молодых специалистов и учёных. Всех тех, кто выбирает МАИ в качестве старта и продолжения своей карьеры. МАИ был и остаётся главным поставщиком кадров для передовых и быстро развивающихся отраслей российской промышленности. Поэтому вуз находится в постоянном движении, меняется соответственно отрасли и становится лидером этих качественных изменений, при этом сохраняя верность традициям, уникальность и свой особенный подход.

Конечно, о МАИ можно говорить часами и не перечислить всех страниц его объёмной биографии и реализованных проектов. В небольшом обзоре мы собрали несколько интересных фактов из жизни легендарного инженерного вуза. С Днём рождения, МАИ!

Своё привычное название МАИ получил ровно через 5 месяцев со дня основания

И тут без магии чисел не обошлось. 20 марта 1930 года Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана разделили на пять самостоятельных специализированных вузов, одним из которых стал МАИ. Однако привычное нам всем название вуз получил позже — и тоже 20, но уже августа, то есть ровно через 5 месяцев с момента основания. Первоначально МАИ носил имя Высшего аэромеханического училища (ВАМУ) и состоял всего из трёх факультетов — самолётостроительного, мотостроительного и воздухоплавания. Большая часть факультетов появилась позже.

Корпуса МАИ проектировали и строили преподаватели и студенты-маёвцы

Если однажды вы будете проходить мимо Института нейрохирургии имени Бурденко, то на минуту оглянитесь на это здание. Ведь именно здесь до 1933 года располагалась ваша альма-матер, которая заняла место бывшей царской гимназии. Однако учебный процесс для будущих авиаинженеров и конструкторов был просто невозможен без лабораторий с оборудованием, макетами и настоящими образцами авиационной техники. Всё это не могла себе позволить территория гимназии на Тверской-Ямской улице. Тогда руководство страны решило искать для МАИ новую территорию. И она была найдена на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Началось проектирование, а потом и строительство маёвских корпусов. В новенькие аудитории и лаборатории, спроектированные и частично отстроенные преподавателями и студентами-маёвцами, вуз переехал летом 1933 года.

В годы Великой Отечественной войны МАИ не прекратил учебный процесс и активно помогал фронту

Студенты и студентки МАИ не только учились и помогали фронту, изготавливая военную технику, боеприпасы и оружие, но также сами принимали участие в военных действиях. История МАИ бережно хранит имена своих студентов и выпускников, которые совершали подвиги во время Великой Отечественной войны. Галина Джунковская, Раиса Аронова, Наталья Меклин в знаменитом женском полку Марины Расковой, прозванный фашистами «ночными ведьмами»; преподаватель МАИ Герман Липкин, удостоенный звания Героя Советского Союза за свой самоотверженный подвиг, описанный в книге «25 дней в осаждённом танке», лётчик-испытатель Алексей Гринчик и многие другие.

Несмотря на кровопролитную войну и ограниченные возможности для работы и учёбы, учебный и производственный процесс в МАИ не прекращался ни на один день. Главным итогом стала подготовка нескольких тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы. За заслуги перед страной МАИ был удостоен высокой правительственной награды — ордена Ленина.

МАИ — единственный вуз-обладатель сертификата разработчика авиационной техники

В 1998 году Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (Авиарегистр МАК) выдал Отраслевому специальному конструкторскому бюро экспериментального самолётостроения МАИ сертификат разработчика лёгких гражданских воздушных судов. Впервые за свою историю МАИ получил государственный статус разработчика авиационной техники и стал официально признанной авиационной конструкторской организацией.

В МАИ разрабатывается целая линейка лёгких самолётов — МАИ-223 «Китёнок», двухместный самолёт «Авиатика-МАИ-890», четырёхместный двухдвигательный самолёт «МАИ-407», автожир «МАИ 208» и другие летательные аппараты. Самолёты МАИ регулярно участвуют в лётных программах Международного авиационно-космического салона «МАКС», а также пользуются интересом и спросом российского рынка.

МАИ выпускает кадровых офицеров для службы в ВС РФ, не являясь военным вузом

МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. В 2008 году при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В настоящее время Учебный военный центр при М АИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых Сил (ВС) Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на факультете военного обучения. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.

В МАИ инженеры могут получить также и управленческие компетенции

В октябре 2017 года в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) стартовала первая программа Школы управления. Проект запущен совместно с крупнейшими корпорациями — Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК), Объединённой двигателестроительной корпорацией (ОДК), Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК).

Школа управления МАИ создаёт среду для развития талантов и обеспечивает успешным инженерам получение также и управленческих компетенций. Школа управления создана для кадрового резерва высокотехнологичных корпораций, талантливых студентов и сотрудников МАИ, готовых развивать родной институт и реализовывать перспективные проекты.

МАИ дарит возможность студентам магистратуры работать над престижным российско-китайским проектом

Уникальную возможность получить диплом и опыт на крупнейшем международном проекте создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта предлагает МАИ своим магистрантам. Недавно заключённый контракт с Шанхайским транспортным университетом Цзяо Тун позволит будущим инженерам поступить на целевое обучение и начать свою карьеру над совместным российско-китайским проектом. Обучение проходит в Китае, в Шанхайском транспортном университете, а затем продолжится в России, в МАИ. Обучение ведётся на английском языке. Большой бонус для маёвцев — дополнительное изучение китайского языка, поскольку группа состоит наполовину из студентов МАИ, наполовину из студентов Шанхайского транспортного университета.

МАИ начинает подготовку нового поколения IT-специалистов

Летом МАИ откроет набор на свои новые IT-программы магистратуры. Отраслевыми партнёрами вуза выступят компании Avito, HeadHunter, ivi и другие российские компании-лидеры сферы интернет-технологий. Для всех желающих учиться в магистратуре по IT-направлениям университет организует 27 марта День открытых дверей. Обучение будет проходить по нескольким направлениям: управление цифровым производством, проектирование высоконагруженных интернет-сервисов, управление большими данными, управление процессом разработки ПО, кибербезопасность инфокоммуникаций.

МАИ готовит инженеров со школы и воспитывает таланты, которые удивляют своими разработками руководство России

Большое внимание МАИ уделяет работе со школьниками и молодёжью. Смены в «Артеке», «Сириусе», деятельность вуза в детском технопарке «Кванториум», участие в олимпиаде Национальной технологической инициативы — всё это далеко не полный список приоритетных проектов, который курирует МАИ. Результат деятельности вуза — вовлечение одарённых абитуриентов в проектную деятельность, привлечение их в отрасль и на предприятия. Сильные и талантливые ребята из разных уголков страны, которых готовит МАИ на своих проектных сменах, не раз презентовали свои разработки Президенту России Владимиру Путину, который по достоинству их оценивал. Сергей Горобец (о нём читайте в апрельском журнале «Облака»), Александр Дремов, Тамила Караханова и многие другие юные разработчики становились главными героями телевизионных программ и сообщений СМИ.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации