Самые интересные экспонаты павильона «Космос», созданные при участии МАИ
12 апреля 2018
Ракета-носитель Н-1
Это разработка королёвского КБ, которое сейчас называется «Энергия». В 1962 году Королёв придумал создать программу облета Луны. Потом подсчитали, что для этого потребуется пять стыковок, а это очень сложно: вдруг хотя бы одна не получится? И тогда мы решили делать суперракету Н-1, то есть ракету с огромной грузоподъёмностью.
Королёв решил взять количеством: разместить на первой ступени лунной суперракеты 30 двигателей. Грузоподъемность у нее была 95 тонн. Для неё были построены стартовые комплексы, проведены четыре испытательных пуска, причем первый ещё в 1969 году, до высадки американцев на Луне.
После смерти Сергея Павловича Королёва работы над созданием советской ракеты-носителя сверхтяжёлого класса возглавил маёвец Василий Павлович Мишин.
К сожалению, все четыре испытательных запуска Н-1 были неудачными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а несколько позже — в 1976 году — также официально закрыты и работы по Н-1.
Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году.
Двигатели НК-33 и НК-43
Это как раз те самые двигатели, которые Королёв хотели поставить на суперракету. Сначала они назывались НК-15 сокращенно от «Николай Кузнецов» — это конструктор самарского КБ, где их разрабатывали.
Уже после смерти Королёва, после четырех неудачных пусков лунной ракеты, Мишин велел переделать проект, сделать двигатели более надежными. И в том же КБ Кузнецова сделали более надёжные модификации — НК-33 и НК-43. Их успели проверить, испытать, но программу закрыли, и двигатели оказались не востребованы. Следующие 40 лет двигатели были законсервированы, но сейчас их периодически открывают, проверяют и включают.