В МАИ создали программу оптимизации для самолётов «Sukhoi Superjet 100»

19 апреля 2018
В МАИ создали программу оптимизации для самолётов «Sukhoi Superjet 100»

Перспективный проект, который сможет оптимизировать процесс сервисного обслуживания самолётов компании «Sukhoi Superjet 100», родился у команды «Китайский лётчик» на «Авиахакатоне» в МАИ. Мероприятие прошло в апреле и было организовано маёвским IT-центром.

Участники команды были, на первый взгляд, совершенно разными людьми по образованию и сфере деятельности. Помимо этого, их знакомство произошло прямо на хакатоне. Однако за время соревнования они смогли найти общий язык и объединили свой опыт, умения и знания. Итог — победа в номинации от компании «Гражданские самолёты Сухого». Кроме того, проект очень понравился компании «Indatalab», которая вручила разработчикам свой спецприз.

После хакатона mai.ru пообщался с участниками команды.

Юрий Маматенко, капитан команды «Китайский лётчик»

— В команде нас было пять человек (на фото — Юрий в центре). Раньше мы никогда не встречались и друг друга совершенно не знали. В команду объединились прямо на хакатоне. Через полчаса мы увлечённо спорили о выборе заданий и путях их реализации. Так же случайно наша команда оказалась очень разноплановой: в ней были представители МАИ и Бауманки, аналитик из компании гражданской авиации и человек из сферы бизнеса и IT-стартапов. Отмечу, что у нас в команде был студент-первокурсник МАИ из Индии, Карбелкар Мохаммад Раджил Махбуб. Он был кодером. То есть получилось взрывное сочетание сфер компетенций, которое, собственно, и помогло нам занять первое место сразу в двух номинациях.

Самой интересной и предоставляющей огромный простор для творчества, на взгляд нашей команды, стала номинация от компании «Гражданские самолёты Сухого». По исходному заданию требовалось создать калькулятор и прогнозатор стоимости сервисного обслуживания самолётов «Sukhoi Superjet 100». Основываться можно было на открытых данных о полётах этого типа самолётов в компании «Аэрофлот» за 6 лет. Мы решили пойти чуть дальше и построили прототип оптимизатора сервисного обслуживания на основе машинного обучения.

С данными от компании «Аэрофлот» был ряд проблем, в том числе достаточно забавных. Например, в их базе был самолёт с совершенно невероятным бортовым номером, налетавший более 100 часов. Или некоторые перелёты, где посадки выполнялись ещё до взлёта. Также было несколько «аномалий», ошибками не являвшихся. Например, возвраты самолётов. Особенно удивил рейс, вылетевший в январе 2014 года из Шереметьево и приземлившийся в Шереметьево, проведя в полёте 6 часов. Все эти ошибки в базах необходимо было найти и скорректировать. На это мы потратили больше половины отведённого на хакатон времени. За 48 часов соревнования нам удалось реализовать ряд уникальных решений в нашей программе, но всего сделать мы не успели.

По завершении мероприятия у нас появилось множество идей о применении машинного обучения на больших данных в авиации. Теперь мы думаем о создании коммерческого продукта, который будет очень в ней востребован. Почему бы и нет? Многие успешные стартапы начинались именно на хакатонах. На мой взгляд, наш проект достаточно жизнеспособен, ведь каждая минута простоя самолёта из-за обслуживания стоит больших денег, а экономия затрат в 0,5 % — это миллионы долларов прибыли в год. Наша программа готова сэкономить деньги компаниям.

Договорённости с компанией ГСС у нас нет, но они пригласили нас выступить перед своими коллегами и ректором МАИ Михаилом Аслановичем Погосяном на одной из конференций. Нам нужно доделать продукт и превратить его из прототипа в более удобное в практическом применении решение. Эту задачу мы реализуем в свободное от работы и других проектов время, поскольку задача на самом деле очень интересная и творческая.

Кстати, я постоянный участник самых разных хакатонов. Считаю, что такой формат развивает мышление, помогает встряхнуться, взглянуть на многие вещи свежим взглядом и получить ни с чем не сравнимый драйв от реализации своих идей за считанные часы. Последнее время я всё больше и больше интересуюсь сферой машинного обучения, поэтому этот проект меня так и затянул. А вообще я несколько лет работаю в IT-бизнесе, свой первый стартап создал ещё не втором курсе университета и вёл параллельно с работой и учёбой. Работал в различных сферах — программировании, аналитике, финансах и маркетинге.

Алексей Николаев, участник команды

— Номинация от компании «Гражданские самолёты Сухого» нам понравилась, с одной стороны, тем, что там можно и нужно было применить всю свою творческую энергию (на фото — Алексей второй слева). С другой — оно было очень прикладным и практическим. То есть это та задача, которая действительно остро стоит перед гражданской авиацией, — оптимизация сервисного обслуживания воздушных судов.

Нам далеко не сразу удалось «нащупать» концепцию проекта, представить его как уникальную разработку. В этом нам помогли консультанты «ГСС». Команда у нас получилась действительно разноплановая, но компетенции подобрались в идеальном соотношении. Здесь были и блестящие программисты, и аналитики, которые разбираются в авиационном и IT-рынке. Например, мой коллега Антон Недогарок из Бауманки имел большой опыт работы по программе МС-21. Юрий, капитан команды, профессиональный программист, маркетолог, создатель нескольких стартапов.

Отдельную благодарность хочется выразить организаторам — IT-центру МАИ. Они сделали всё возможное для эффективной работы команд.

Игорь Григорьев, участник команды, студент факультета «Информационные технологии и прикладная математика» МАИ

— Нашей команде удалось применить современные методы анализа и визуализации данных для предсказания стоимости текущих ремонтов на самолёте SSJ-100. Меня очень привлекло то, что задача компании была самой «авиационной». 

Основные сложности заключались в обработке данных. Они были из различных источников, очень много усилий было потрачено на приведение данных к единому формату и поиск ошибочных данных.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров