Стать студентом-целевиком: опыт эксперта ПАО «Туполев» и выпускника МАИ

26 апреля 2018
Московский авиационный институт — один из наиболее востребованных университетов реализующих целевой набор в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса России. Общий целевой набор в МАИ в 2018 году составит более 800 человек. В рамках целевого набора обучение ведётся за счет государственного бюджета, а выпускнику гарантируется трудоустройство по специальности. Благодаря этим преимуществам поступление на целевую подготовку становится привлекательным для абитуриентов.

В рамках цикла публикаций о возможностях целевого набора в МАИ, мы подготовили материал о целевом обучении от ПАО «Туполев», а также попросили эксперта компании и выпускника целевого набора рассказать о возможностях обучения и перспективах трудоустройства.

Сотрудничество МАИ и ПАО «Туполев»: как строится процесс

МАИ по праву считается одним из ведущих вузов авиационной отрасли. По целевому набору от ПАО «Туполев» в Московский авиационный институт ежегодно поступает более 30 абитуриентов. В 2016 году первые бакалавры по целевому набору ПАО «Туполев» окончили свое обучение и в продолжение программы были зачислены в магистратуру.

К участникам программы целевого набора ПАО «Туполев» предъявляет серьезные требования. Так, школьные оценки кандидатов по профильным дисциплинам за 2 последних года должны быть не ниже 4 баллов. Выявить склонность и мотивацию студента-целевика к будущей профессии помогает социально-психологическое тестирование и собеседование с представителями компании.

«Сейчас от компании ведётся набор более чем на 20 направлений обучения, основными из которых являются авиастроение и самолёто-вертолётостроение», — рассказывает Татьяна Микерова, начальник сектора по взаимодействию с вузами ПАО «Туполев».

Отдел или структурное подразделение предприятия, в которое будет трудоустроен студент, определяется ещё в процессе обучения. Под руководством опытных наставников студенты проходят первую ознакомительную практику, затем производственную и преддипломную. Так происходит знакомство студента с направлениями его будущей профессии.

Программа кураторства — это подготовка студентов целевого обучения к эффективной работе на учебных занятиях, адаптация к новым требованиям и ситуациям, формирование профессиональных знаний и компетенций, а также сохранение и приумножение историко-культурных и научных традиций предприятия, формирования чувства студенческой и корпоративной солидарности. .

Преимущества сотрудников, которые пришли в ПАО «Туполев» после целевого обучения

Процесс становления работника предприятия за время обучения в университете по целевому набору имеет ряд преимуществ: прежде всего, это учёт накопленного опыта и грамотного представления о специфике работы компании, её продукте, положении на рынке, перспективах роста и способов реагировать на изменения внешней среды. Также важны чёткие знания особенностей профессии и направления обучения, и быстрая социальная психологическая адаптация в коллективе.

Обучаясь по целевому набору, студенты попадают в информационную среду, которая позволяет быстро приобрести знания, умения и навыки, получить представления о миссии и ценностях компании.

Татьяна Николаевна Микерова: «На мой взгляд, ребята из МАИ — наиболее одарённые и склонные к творческой работе специалисты с задатками стратегического мышления».

Личный опыт студента

О том, каково это, быть студентом целевого набора от ПАО «Туполев», рассказывает Михаил Сухинин, инженер-конструктор ПКЦ «Прочность» компании «Туполев». Сейчас Михаил обучается на 2 курсе магистратуры в институте № 12 «Аэрокосмические наукоемкие технологии и производства» и пишет выпускную квалификационную работу магистра.

— Сейчас я уже работаю в проектно-конструкторском центре «Прочность», на должности инженера-конструктора в отделе статической прочности и выносливости планера. За время работы я принимал участие в исследовательских работах, разработке трёх изделий компании, выполнял силовые и подетальные расчёты.

Почему именно целевое обучение и ПАО «Туполев»

— Очевидный плюс целевого обучения — не надо за него платить, если вдруг не поступишь на бюджет. Я со своими баллами проходил на бюджет свободно, но в моём случае сыграли важную роль и другие факторы, такие как поступление вне конкурса, возможность совмещать учебу и работу, а в дальнейшем и трудоустройство.

«Туполев» — одно из крупнейшей отечественных предприятий авиационной отрасли, которое занимается созданием современной авиационной техники, это очень интересное и перспективное направление. Плюс, конструкторское бюро располагается в центре Москвы, а значит, добираться на работу удобно из любого района. Вливаться в коллектив было легко: пришёл в компанию именно работать, особых сложностей у меня не было, так как до этого 4 месяца проходил преддипломную практику в своем отделе, поэтому коллектив и направление работы я уже знал. Все остальные рабочие моменты я постепенно осваивал непосредственно во время работы и при общении с коллегами.

Быть целевиком: преимущества такого решения

Быть целевиком, наверное, лучше — в то время, когда все абитуриенты ждут рейтинговые списки, ты уже спокойно сидишь и читаешь приказ о своём зачислении, так как он выходит всегда раньше остальных.

Предприятие часто организовывает выездные экскурсии на Жуковскую лётно-испытательную и доводочную базу, МАКС, в музей Монино. Также проходят экскурсии в ЛИК (лабораторно-испытательный комплекс), ЛЭК (лабораторно-экспериментальный комплекс), музей ОКБ А.Н. Туполева, макетный цех. Для написания курсовых, дипломных работ и рефератов, предоставляется вся необходимая и не секретная литература.

Михаил Сухинин: Мой наставник в компании — начальник нашей бригады, Кулаков Павел Александрович. Павел Александрович постоянно консультирует по ходу выполнения работ, проверяет ее результаты, отвечает на все вопросы и никогда не отказывает в помощи. Помогает в решении любых трудностей, возникающих в процессе работы.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2