Малое начало большого пути: в МАИ воссоздают планеры и лёгкие самолёты
18 мая 2018Планеры... Именно они стали предвестниками и прообразами будущей авиационной техники и стали опытным полем, испытательной базой и взлётной полосой для легендарных советских инженеров-конструкторов. Ильюшин, Антонов, Яковлев, Туполев, Юрьев, Королёв начинали именно с проектирования и строительства собственных планеров, старших братьев самолётов и космических кораблей. И даже несмотря на то, что первые аппараты были построены столетия назад, они не потеряли своей популярности до сих пор. В пользу этого факта говорит разнообразие соревнований планеристов по всему миру, возникновение и активное разрастание планерных школ для детей и огромное число увлечённых этой деятельностью людей.
Среди них, конечно, маёвцы. В стенах Московского авиационного института (национального исследовательского университета), помимо сильного Авиамодельного спортивного клуба, есть энтузиасты, которые занимаются конструированием и восстановлением легендарных советских планеров, а также реставрацией легкомоторных маёвских самолётов. Эту деятельность несколько лет назад организовал выпускник института «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ, а ныне аспирант факультета «Авиационная техника» и сотрудник ОСКБЭС МАИ Алексей Сычёв (на фото). Он привлёк к работе своих коллег, сотрудников ведущих авиационных предприятий и студентов.
По сути именно для студентов МАИ, будущих инженеров, Алексей и старался. Ведь для ребят это полноценная производственная практика, в которую они могут включаться прямо с первого курса, чтобы к моменту получения диплома стать настоящими профессионалами. Кстати, нескольких успешных маёвцев, в том числе иностранцев, окончивших университет с красным дипломом, в биографии студенческой планерной группы Алексея Сычёва, уже есть. Отметим, что руководитель студенческого объединения в МАИ награждён почётным дипломом от Посольства Болгарии за развитие Российско-Болгарских студенческих проектов.
— По сути, это движение зародилось и начало развиваться в стенах Дельтаклуба МАИ, в котором я состою, — отмечает Алексей. — Возглавлял Дельтаклуб МАИ старший преподаватель факультета «Авиационная техника» Михаил Тетюшев. Он многое сделал для студенческой планерной группы. Также большую поддержку в работе нашей студенческой группы оказал главный конструктор ОСКБЭС МАИ Вадим Дёмин и начальник лаборатории кафедры «Проектирование самолётов» Анатолий Вилисов.
Оживший чертёж
Авиация для Алексея — это не только работа и не просто хобби. Это жизнь и её двигатель. Сам он называет себя энтузиастом авиации. И определение это не кажется пафосом, ведь перед собой видишь по-настоящему влюблённого в своё дело человека, который готов вести людей за собой и делиться опытом. Разве не такими были те самые энтузиасты авиации? Мы разговариваем больше часа, но время пролетает незаметно. Алексей рассказывает массу интересных исторических фактов про российскую и зарубежную технику, вспоминает свои поездки по миру, особенности и нюансы работы и взаимодействия со студентами.
— Мне очень интересно восстанавливать планеры по историческим чертежам, — признаётся Алексей. — Недавно в МАИ вместе со студентами занимались восстановлением планера «БРО-11» знаменитого литовского конструктора планеров Брониса Ошкиниса. Это событие знаково и для самого вуза. Ведь именно к МАИ в 50-х годах Ошкинис обратился за помощью в выполнении расчётов, конструкторской документации и чертежей для производства своего летательного аппарата. На своей родине он такую базу не нашёл, поэтому и обратился в ведущий авиационный вуз. Вскоре «БРО-11» вышел в серию и многие годы выпускался на различных предприятиях СССР и даже фирме «Сухого». Спустя десятки лет именно маёвцы восстановили этот планер с размахом крыла в 7,3 метра по историческим чертежам своих предшественников.
Фотографии, схемы, чертежи планера, а также доброжелательный отклик и поддержку маёвская студенческая планерная группа Алексея Сычёва получила от литовских коллег, несмотря на непростые отношения двух стран.
— Аппарат готов на 80 %, нужно туда доставить кое-какие агрегаты, — отмечает маёвец. — Приятно, что к работе подключилось очень много студентов МАИ. Думаю в ближайшем будущем его облетать, снять небольшой видеоролик о работе по планеру и передать его в музей МАИ. Кстати, ещё жива дочка Ошкиниса, её часто приглашают в Литве в детские планерные школы с рассказом об отце. У меня тоже есть мечта пригласить её в МАИ и совместить её приезд с открытием экспозиции про планер «БРО-11» в музее МАИ. Ведь все знают легендарные «Брошки» Ошкиниса. Многие лётчики и конструкторы впервые взлетели в детстве на этих планерах в юношеских планерных школах.
Кстати, в самом МАИ за всю его историю было спроектировано больше десятка разнообразных планеров, некоторые из них были выпущены небольшими сериями в мастерских МАИ. В вузе сосредоточилось опытное производство, некоторые аппараты выпускались серийно для ДОСААФ и испытывались на аэродроме Алферьево. Планерную традицию в современном МАИ продолжил учебно-тренировочный планер «МАИ— 227» и «Авиатика—МАИ—920», которые разрабатывает ОСКБЭС МАИ. Однако сохранились ли исторические чертежи тех первых маёвских планеров — большой вопрос. Пока что Алексей не нашёл в архивах на него ответ.
Но его это не останавливает. Совсем недавно Алексей восстановил и вместе с коллегами довёл до лётного состояния планер «ЛАК-16», на котором в советское время учили летать в юношеских планерных школах. В дальнейших планах инженера — воссоздание планера «А-1» знаменитого авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, который был спроектирован в далёком 1932 году и эксплуатировался в аэроклубе ОСОАВИАХИМ МАИ (раньше так назывался ДОСААФ). Однако чертежей первого планера не сохранилось, Алексею удалось при помощи литовских коллег получить чертежи антоновского планера образца 1947 года.
— Планер будет один к одному, — отмечает инженер. — Для него у меня уже есть металл, нарезанный на лазере. Потихоньку приобретаю материалы и комплектующие. Думаю, вместе с маёвцами его обязательно построим и будем участвовать в авиашоу и слётах исторической авиатехники. Обязательно сделаем на борту надпись — «ОСОАВИАХИМ МАИ». Это история института и она должна обязательно летать.
Увлечение историческими планерами и работа однажды привели Алексея в Германию. Там он познакомился с организаторами международной ассоциации любителей исторических планеров «Vintage Glider Club». Они пригласили маёвца на несколько своих мероприятий, он стал часто публиковаться в журнале, который выпускался под их эгидой.
Возвышенное образование
Страсть к авиации и членство в Дельтаклубе МАИ помогли Алексею найти среди коллег-маёвцев много единомышленников. Некоторые из них стали его большими друзьями. Например, выпускник МАИ, инженер компании «Сухой», пилот-любитель Сергей Толкач и преподаватель кафедры «Проектирование самолётов» МАИ Кирилл Майсак. Они всегда с большим энтузиазмом поддерживают любые начинания своего товарища и помогают ему в непростой работе. Вместе они восстановили маёвский самолёт «Эльф» (на фото), который теперь украшает Музей МАИ и очень нравится студентам.
— С ребятами сейчас занимаемся ремонтом самолёта «Овод», — отмечает Алексей. — Это двухместный подкосный высокоплан с авиационным двигателем «Вальтер-Минор-4». Он был построен в двух экземплярах в Дельтаклубе МАИ маёвцем Эдуардом Бабенко.
Самого Алексея часто приглашают рассказать о самолётах в школы и детские кружки. На таких мероприятиях маёвец часто находит талантливых ребят, зовёт их поступать в МАИ и становиться частью его команды. Одного такого перспективного молодого человека, Кирилла Балясного, Алексей встретил в родном городе Дятьково в Брянской области. Парень был сиротой, учился в «Дятьковской кадетской школе имени Героя Советского Союза Ивана Кашина», и Алексей взял над ним шефство. Заинтересовал авиационной техникой и предложил поступать в МАИ. Кирилл поступил и два года назад окончил вуз с красным дипломом. Теперь к поступлению в МАИ готовится брат Алексея, который учится в той же школе.
— Я очень хотел, чтобы Кирилл скорее начал работать и набираться опыта, — вспоминает Алексей. — У него очень светлая голова. Я помог ему устроиться на МиГ. Параллельно с работой он учился и занимался у меня в кружке.
Сейчас Алексей вместе с Кириллом Балясным, который после окончания МАИ устроился работать на Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева, курирует проект по созданию электросамолёта в Московском политехе.
Однако и в МАИ работа с молодёжью продолжается и идёт полным ходом. Алексей планирует превратить занятия в студенческом кружке в полноценную производственную практику и учить ребят работать не только в компьютерных программах, но и на реальных образцах техники.
— В будущем мы планируем перенести свою деятельность на маёвский аэродром Алферьево, — рассказывает о своих планах Алексей. — И это неформальное студенческое объединение, которое существует, будет выглядеть как полноценная практика. Маёвцы будут не только собирать и ремонтировать технику, но и сами на ней летать. То есть плюсом предполагается ещё лётная подготовка, ведь работа с инструментами и чертежами их тоже может утомить, они должны видеть и чувствовать результат своей работы в небе. Но полёты — это, конечно, не самое главное. Смысл ведь в подготовке инженеров, которые понимают, что у самолёта внутри, понимают и знают работу пилота. Кстати, самолёт «Овод», который маёвцы восстанавливают, будет второй ступенькой в лётной практике маёвцев.
По мнению Алексея, студенты МАИ должны уметь работать с техникой, прежде всего, руками. Невозможно называться полноценным инженером, просто умея моделировать на компьютере.
— Многие ребята проектируют на компьютере в нескольких программах, делают это профессионально, — отмечает Алексей. — Но у них иногда нет понимания самого процесса. Что они спроектировали узел вот так, но человек туда физически ни рукой, ни отвёрткой не влезет. Нужно уметь думать, как технолог!
Своих подопечных Алексей учит всему: как обращаться с инструментами, размечать деталь, правильно собирать узлы в простейших конструкциях, изготавливать технологическую оснастку и приспособления и даже элементарно начиная с затачивания карандаша. Занятия начинаются с самого простого.
— Сначала они размечают, выпиливают типовые детальки, — объясняет Алексей. — Я прошу просто сделать из листа квадратик, разметить его, просверлить симметричные отверстия и правильно снять фаски. Потом ребята уже видят новые эскизы или чертежи понимают, как надо по ним работать. Всё начинается с малого...Я сторонник классической подготовки инженеров. Нужно идти от модели к планеру, от планера к самолёту. Чтобы ребята знали и работу слесаря, и работу пилота, и работу руководителя большими коллективами в КБ и на заводах. Всё нужно попробовать собственными руками. Ведь именно так начиналась история всех великих конструкторов.