В ритме WorldSkills: в МАИ взлетели спутники и беспилотники
9 июня 2018Финальный аккорд внутривузовского соревнования профессионального мастерства World Skills в Московском авиационном институте (национальном исследовательском институте) ещё не прозвучал. Имена победителей в двух компетенциях — «Управление беспилотными летательными аппаратами» и «Инженерия космических систем» — будут объявлены в МАИ лишь 18 июня. Однако все участники и команды уже 8 июня завершили работу над своими проектами и теперь держат руку на пульсе в ожидании решения жюри.
Воспользовавшись небольшой паузой, mai.ru пообщался с экпертами-компатриотами и участниками внутривузовского соревнования МАИ по стандартам WorldSkills.
Сергей Лукьянов, эксперт-компатриот WorldSkills, компетенция «Инженерия космических систем»
(на фото весь коллектив маёвцев-компатриотов, Сергей — справа)
— В этом году мы не делали упор на тренировки. Ограничились рассказом, что ребята должны сделать, разъяснили особенности заданий. Но не давали больше, чем нужно. Это серьёзное соревнование, команды должны проявить индивидуальный подход, а мы, эксперты, увидеть настоящую конкурентную борьбу.
Конечно, мы оценили всех участников — каждый из них уникален по-своему, они умеют принимать решения, качественно и много работать. Участники продемонстрировали очень высокие результаты. По заданию от конкурсантов требовалось собрать спутник, испытать его функционал. В принципе оно практически не отличалось от прошлогодней задачи.
Было приятно видеть слаженную работу каждой команды, они делали всё вместе. Полная концентрация, никаких споров и ссор. Ребята не разграничивали роли — кто будет программистом, а кто моделистом. Всё делалось вместе. А чувство плеча и команды на таких соревнованиях, как WorldSkills очень важно.
Кирилл Щукин, основатель MAI Drone School, эксперт-компатриот WorldSkills, компетенция «Управление беспилотными летательными аппаратами»
— WorldSkills — это очень серьёзное и сложное соревнование. Конечно, в нём участвуют только сильные и лучшие инженеры. В этом году нам было очень сложно основательно подготовиться к этому турниру, поскольку на нас лежали заботы по развитию MAI Drone School. После победы маёвца Александра Кунашука (на фото Александр — справа, Кирилл — слева) на WorldSkills 2017 в компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами» в нашу школу был невероятный наплыв желающих научиться пилотировать беспилотники.
Поэтому мы буквально разрывались на два лагеря. Тем не менее, и я, и Саша выступили в качестве экспертов-компатриотов на чемпионате — мы проводили на площадке соревнований весь день, с раннего утра и до позднего вечера. Конечно, ребята-участники нас по-настоящему удивили. Они настоящие таланты! Это очень здорово, что они уже с первого курса приходят в наше сообщество. Мы возлагаем на них большие надежды.
Конечно, хотелось бы развивать подобное направление внутри вуза. Чтобы и на конкурс WorldSkills, и вообще в университет приходило как можно больше людей. Дронрейсинг — это же интересно и увлекательно. Он стал отдельным видом спорта, а автономный пилот — компетенция современная. К тому же развивает не только пространственное мышление, но и навыки программирования. Надеюсь, что в будущем мы будем проводить эту компетенцию внутри института и на наших аппаратах, разработкой которых мы занимаемся в MAI Drone School.
Алексей Каверин, студент Института 12 МАИ, участник команды, компетенция «Инженерия космических систем»
— В команде у нас не было капитана. Перед всеми стояли одинаковые задачи, и мы посвящали себя им. Хотя изначально нас поделили условно на программиста, которым был я, системного инженера (Алла Апраксина) и инженера-конструктора (Марк Вишняков). В первый день конкурса мы рассчитали количество и время сеансов съёмки спутником Земли и сеансов связи со станцией для передачи снимков.
Также была спроектирована 3D-модель спутника в Solid Works. Создание 3D-модели — важный этап, он позволяет эффективно расположить блоки с минимальным смещением центра тяжести от оси спутника. В нашем спутнике были отдельные блоки — система электропитания, бортовой компьютер управления, камера, датчик угловых скоростей, магнитометр, солнечные датчики, датчики приёма и передачи ВЧ сигнала, маховик.
Во второй день мы собирали спутник по заранее созданной модели и провели проверку работоспособности всех блоков спутника. Конкурсное задание требовало от нас стабилизировать вращающийся спутник, произвести разворот и съемку Земли и после отправить фото на компьютер. Создание кода программы — единственное, над чем пришлось хорошо потрудиться. Наша специальность в МАИ не предполагала глубинных знаний программирования. Однако работая вместе, в оставшееся время, мы смогли создать алгоритм и программу для выполнения поставленной задачи.
Руслан Темнов, студент факультета «Авиационная техника», компетенция «Управление беспилотными летательными аппаратами»
— Соревнования прошли для меня очень удачно, это моя любимая компетенция. Коптеры — это всё то, чем я пока занимаюсь. Что касается заданий, то их было три. Сначала нужно было настроить беспилотник так, чтобы он совершил полёт по меткам. Дальше перенастроить на захват груза. Груз представлял собой 10 теннисных мячей, которые нужно было поднять и отнести за определённое время в определённое место. Третье задание — полоса препятствий на время. Для этого коптер нужно было снова переукомплектовать и пересобрать так, чтобы можно было погонять на нём от первого лица. Дронрейсингом я увлекаюсь, поэтому большого труда для меня заключительный этап не составил. Пожалуй, единственной моей загвоздкой стал полёт с грузами. Шарики были очень маленькие и приходилось далеко стоять, я с трудом видел, где что находится. В этом году по сравнению с предыдущим WorldSkills задания усовершенствовали, они стали сложнее. Но, тем не менее, я со всем быстро справлялся.
Елена Черданцева, студентка Аэрокосмического института МАИ, участник команды, компетенция «Инженерия космических систем»
— Нужно было собрать спутник и сымитировать его поведение на орбите. Сначала делается твёрдотельное моделирование и расчёт энергопотребления на орбите. Затем полная сборка спутника со всеми приборами и создание программ, которые отвечают за стабилизацию, ориентацию и съёмку Земли.
У нас получилось стабилизироваться и произвести съёмку Земли, отправить снимки в ЦУП. Это была достаточно сложная задача, ведь необходимо было использовать данные с солнечных датчиков, чтобы направить камеру точно на Землю.
Моей основной задачей было создание твердотельного моделирования спутника, регулирование его центра масс. Он должен был стоять точно по центру. Но помимо этого мы вместе собирали спутник, тянули провода, расставляли приборы, соединяли их с системой электропитания.
Поздравляем всех ребят с первой финишной чертой, желаем им успехов и, конечно, ждём результатов!