Боевая стойка: как маёвцы получают и приручают знания

20 июля 2018
Боевая стойка: как маёвцы получают и приручают знания

Загадка. У этой капризной дамы свои правила игры. Ради неё ты не спишь ночами. Когда она приближается к тебе хотя бы на шаг, твой пульс зашкаливает, а сердце готово вырваться из груди. Для того, чтобы добиться её благосклонности, надо виртуозно и со знанием дела ответить на все её каверзные вопросы. Но в финале интеллектуальной схватки с ней тебя ждёт долгожданное блаженство, умиротворение и самые блестящие перспективы. Кто она и как её зовут? Её зовут Госпожа Сессия.

Как все студенты, маёвцы относятся к ней очень уважительно, с нескрываемым трепетом. Экзамены остались далеко позади, самое время с улыбкой вспомнить, как прошла самая сложная и насыщенная студенческая пора.

Второе дыхание и скрытые резервы

Для студента третьего курса факультета «Авиационная техника» МАИ Владимира Терешонкова сессия завершилась успешно, хотя сложных предметов в семестре было достаточно. Один из них — «Конструкция самолётов» — читал легендарный профессор МАИ Георгий Иосифович Житомирский. Владимир очень волновался, не спал ночами. Ведь это был его любимый предмет.

— Экзамен — это возможность показать себя преподавателю с самой лучшей своей стороны, продемонстрировать заинтересованность в выбранной специальности, — считает Владимир. — Даже если ты не до конца знаешь ответ на билет, то стараешься подойти к нему с позиций собственной эрудиции. У меня как раз была такая ситуация на экзамене по «Конструкции самолётов». Мне задали вопрос по поводу эпюр и их действия на фюзеляж. Я не сразу сообразил, как это может быть выполнено на самолёте. Однако тут же зарисовал балку, вспомнил сопромат и в итоге перенёс возникшую аналогию на самолёт.

Проходил экзамен, как и многочисленные лабораторные работы, в ангаре 101-ой кафедры, где стоят настоящие образцы авиационной техники. Это придавало дополнительную серьёзность атмосфере.

— Преподаватель может спросить не только теорию, но и задать практический вопрос по конкретной конструкции, — отмечает Владимир. — Но до сессии в ангаре проходят лабораторки, что помогает тебе на экзамене. Ведь ты все эти самолёты можешь посмотреть, оценить конструкции, потрогать их руками, досконально изучить, как это работает.

Знания, эрудиция и заинтересованность маёвца преподаватели по достоинству оценили. Сам молодой человек признаётся, что одноимённая книга профессора Житомирского стала для него настольной книгой ещё на первом курсе.

— Я её несколько раз перечитывал, делал пометки, зарисовки, — говорит Владимир. — Вторая книга, которую я с первого курса не выпускаю из рук, — «Проектирование самолётов» Николая Константиновича Лисейцева.

Всего Владимиру во втором семестре третьего курса предстояло сдать 5 экзаменов. Два он легко «выдержал» — сказалась его активная работа в течение семестра. Для сдачи остальных трёх потребовались силы, время и, конечно, усидчивость. Ситуация осложнялась тем, что Владимир совмещал подготовку к экзаменам с работой в Научно-исследовательском отделе кафедры «Проектирование самолётов» (НИО-101), а также отвечал за внеучебную работу студентов как заместитель декана факультета.

— Помимо этого, я старался помогать по возможности одногруппникам, подтягивать их знания по предметам — признаётся Владимир.

На родной кафедре маёвец занимается методической работой, помогает в подготовке программ и учебных планов. В будущем Владимир с МАИ расставаться не планирует, он хочет стать ассистентом на кафедре.

— Постепенно налаживаю отношения с преподавателями, работаю над интересными для меня темами, — поясняет маёвец.

Отметим, что он уже был задействован в интересном научном проекте. На первом курсе Владимир вместе с «Клубом инженеров», которым руководит маёвец Денис Сухарев, вёл разработку экзоскелета для промышленности. 

— По нашей мысли, он станет доступным для каждого, — отмечает Владимир. — Сейчас этот проект перепрофилируется под другую сферу и будет работать как подводный экзоскелет.

Научная и методическая работа не помешали талантливому молодому человеку успешно сдать сессию и перейти на четвёртый курс.

— Мне помог мой счастливый пиджак, — шутит Владимир. — Я его надеваю на все важные экзамены и верю в то, что всё будет хорошо. Хотя, конечно, чем выше курс, тем меньше вера в приметы и больше надежды на собственные знания.

Но на самом деле секрет успеха маёвца кроется в искренних чувствах к авиации, ведь он с самого детства восхищается летательной техникой. Как и его дедушка, который открыл для внука невероятный мир авиации.

— Дедушка 50 лет отработал на авиационном заводе, — признаётся Владимир. — Поэтому ничего удивительного, что я решил связать свою жизнь с этой отраслью. Я выбирал между МАИ и Бауманкой. По баллам прошёл и туда, и туда. Но в МАИ меня подкупила домашняя обстановка и та среда, о которой так часто говорит наш ректор Михаил Асланович Погосян. В МАИ она неповторима, ни в одном другом вузе я не встречал подобной. Мой одноклассник поступил в Бауманку и признавался, что там много теории и совсем нет практики. Я бы там точно не смог: мне нужен воздух, работа над реальными задачами. Наверно, это именно то, что отличает маёвца. 

Основа познания

Успешная сдача летней сессии позволила студентке Института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ Юлии Тарасенко перейти на третий курс. Экзамены были очень напряжёнными, но Юля совладала с предметами и с самой собой, смогла «закрыться» без троек и остаться со стипендией. Сама девушка на вопрос о том, сложно ли ей учиться в техническом вузе по профилю кафедры 205 «Технология производства двигателей» шутит, что порой бывает тяжеловато, но она справляется.

Кстати, специальность 205-ой кафедры, как и сам МАИ, она выбирала целенаправленно. По её мнению, проектирование — это основа. С полученной профессией можно быть и инженером, и проектировщиком, и конструктором, и технологом. 

— Мне нравится построение учебной работы в МАИ, — отмечает она. — Тебе дают много времени на самообразование, здесь чувствуешь себя свободнее. Это, конечно, не означает, что от тебя не требуют. Требуют. Как доказательство — серьёзность и сложность сессий, после которых некоторые отчисляются.

Сама Юля по натуре — перфекционист. Будет добиваться поставленной цели до тех пор, пока не достигнет лучшего результата. Так было с экзаменом по линейной алгебре и аналитической геометрии на первом курсе. Сдавала она этот предмет несколько раз пока не получила хорошей оценки. Так было и со «строгой» и точной физикой ещё в школе, которая никак не давалась.

— Я никак не могла понять, что в физике теория и практика — не отдельные, а дополняющие друг друга субстанции, — вспоминает Юля. — Мне нравилась теория, нравилось её изучать. Но я никак не могла понять, как это всё реализуется на практике. Садилась за задачи, и начинался ступор. Что делать? Как решить? Почему здесь вот эта формула, а здесь вот эта? То есть у меня был большой объём информации, и я не знала, что мне с ним делать, как его распределить по задачам. Мне тогда казалось, что задачи и теория никак не связаны. Но ведь они не могли существовать отдельно друг от друга. Я неожиданно для себя поняла, что теория даёт направление принципов действия. То, что можно применить на практике. Вдруг в голове щёлкнуло — я понимаю. Именно физика открыла мне дорогу в технический вуз.

В МАИ лекции по физике Юле очень нравились. Вёл их Олег Иванович Суров, преподаватель сильный и требовательный.

— Он давал очень много интересного материала, — говорит она. — Но и требовал в ответ хороших знаний предмета. Я это только поддерживала, потому что если не требовать совсем, то студент автоматически расслабляется, ему не хочется выполнять домашних заданий и собрать себя уже сложно.

Но экзамены не давала ни Юле, ни её коллегам расслабляться. Первые два курса, по её мнению, — закалка нервной системы. Много предметов, расчётно-графических работ, требовательных преподавателей.

— Для меня самыми сложными экзаменами были сопромат и термодинамика, — признаётся студентка. — Преподаватель по сопромату принимал экзамен у целого потока, народу в кабинете было много. Мы всё время переживали, что не уложимся в отведённое время, ведомость сдадут, и мы останемся недопущенными до экзаменов. Но всё прошло хорошо.

Экзамен по термодинамике прошёл на высокой ноте. Все боялись экзаменатора — строгого и требовательного Сергея Юрьевича Меснянкина.

— У него были очень увлекательные занятия, — говорит Юля. — Он хорошо читал лекции, отвечал на все наши вопросы, даже самые заковыристые. Но требовал ответных знаний и от нас. Говорил: «Если учить и знать не будете, я отчислю половину потока». Как же мы все боялись!Но на экзамене он проявлял такое понимание к тебе, особенно, если видел, что ты добросовестно учил.

Юля готовилась к «Термодинамике» четыре бессонных ночи. Отправляясь спать перед экзаменом, она, как и все добросовестные студенты, считала, что половину не выучила, хоть и проработала все вопросы билетов.

— Это было тяжело психологически, — признаётся она. — Там вывод одной только формулы занимает поллиста. Но, мне кажется, тут важно даже помнить не саму формулу, а структуру и принцип работы всей системы, последовательность действия. Ведь когда ты решаешь интеграл, то ты тоже не всё помнишь. Но ты помнишь, что с ним нужно сделать, знаешь порядок действия и принципы работы.

Юля вышла из схватки с сессией победителем благодаря своей усидчивости и талантам истинного технаря. — Если я понимаю, что в билете я понимаю хотя бы 40%, то до остального я могу дойти прямо на месте, догадаться, додуматься, вспомнить из прошлого, посидеть и поразмыслить, — говорит она. — Решение обязательно придёт.

С третьего курса у Юли начнётся введение в специальность, появятся преподаватели с предприятия. По её словам, всю основу своей будущей профессии она уже постигла на первом и втором курсах. Сопромат, термодинамика, теоретическая механика и физика — это тот самый фундамент, на котором она построит лестницу к своему успешному будущему. А пока, воспользовавшись передышкой в учёбе, она читает книги по практической психологии и работает.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2