Практикум для технаря: маёвцы прошли через производство
1 августа 2018Лето — не только пора отпусков. Для студентов Московского авиационного института (национального исследовательского университета) — это, прежде всего, время производственной практики. Маёвцы не привыкли сидеть на месте, поэтому с удовольствием совмещают приятное летнее солнышко с приобретением полезных практических знаний на предприятиях. О том, как прошла производственная практика студенты нескольких институтов и факультетов МАИ поделились с mai.ru.
— За всё время моего обучения в МАИ у меня была самая разнообразная практика. Причём и на предприятии, и в университете. На первом курсе мы с однокурсниками отправились в Кострому на крупный судостроительный завод. Занимались проектом электрокатера. Работали месяц. Всё сами проектировали и изготавливали. Это был очень интересный опыт, я в совершенстве освоил SolidWorks, Компас, научился правильно составлять документацию. Проект и документацию проверяли прямо на заводе, выдавали рекомендации по улучшению разработки.
На втором курсе я попал на практику в филиал «Ильюшина», а также проходил практику в МАИ. На производстве я изучил программу Siemens NX, занимался расчётами прочности нервюра крыла транспортного самолёта.
В МАИ практика была тоже очень интересно построена. Нам дали индивидуальное задание по технологии обработки детали. Нужно было подробно расписать весь процесс и найти ошибки в выданном чертеже. Кроме того, по желанию можно было изготовить эту деталь из дерева. Мы имели дело с токарным и фрезерным станками. Эта производственная практика очень пригодилась в дальнейшем. На третьем курсе у нас была дисциплина «Технология производства» и по ней ряд практических и лабораторных занятий. Вот здесь и помогла база производственной практики. То есть мы делали чертежи так, как требуется при производстве определённой детали, ведь всё это мы прошли на практике. Те, кто в МАИ практику не проходил, очень сильно от нас отставали.
На третьем курсе я также проходил технологическую практику в стенах МАИ. Мне нужно было самому выбрать агрегат самолёта, полностью его описать и заполнить технологическую карточку. Получилось, что на примере одной системы или агрегата, ты изучаешь со всех сторон конструкцию целого самолёта. Требовалось также создать компьютерную модель этого агрегата или системы.
В будущем хотел бы попасть на практику в «Иркут». У меня была возможность туда пойти на третьем курсе. Но в итоге выбор остался за МАИ. Мне не хотелось отрываться от своей основной работы (Владимир работает в НИО-101 МАИ — ред), да и в университете на тот момент тоже была интересная программа практики.
Иван Кречетов, Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»— Проходила моя практика в АО «Клио-Софт». С этой компанией сотрудничают «Вертолёты России», Уралвагонзавод, МиГ, Сухой, концерн «Калашников» и другие крупные предприятия. Спектр задач у компании очень широкий. Она занимается полным циклом разработки модели по заказу, изготовлением оснастки, инструментов. Предприятие также разрабатывает программу обработки деталей для станков с ЧПУ-оборудованием с последующим внедрением на производство.
На практике я познакомился с тем, как организована работа всех отделов. В мои обязанности входило изучение технологического процесса обработки некоторых деталей, а также освоение базового курса по Siemens NX11. Этот курс представляет собой изучение возможностей моделирования любых деталей, превращения этих моделей в чертежи, а также их оформление по всем стандартам. Кроме того, в программе можно разрабатывать оснастку для обработки этих деталей и инструментов и даже составлять документацию. Изучение Siemens NX было для меня особенно интересным и полезным, полученные знания открывают много новых горизонтов
Самое главное, что дала мне практика, — это возможность увидеть изнутри функционирование реального, современного предприятия, работающего на авиакосмическую промышленность. Конечно, на практике мне очень помогли знания, полученные в МАИ.
Кстати, на кафедре 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» я занимаюсь научной работой, задействован на проекте по переоборудованию FDM 3D-принтера для печати воском. Вместе с коллегами мы должны собрать установку для создания небольших выплавляемых моделей для литья. Проблема в том, что воск легко плавится, он мягкий и из него невозможно сделать тонкую нить для печати деталей. Мы же стараемся сделать так, чтобы печать расплавленным воском стала возможной.
Антон Федотов, Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика»— На практику я отправился в АО «РТСофт». Это инновационная инженерно-производственная компания, которая занимается разработкой, поставкой и интеграцией аппаратных и программных встраиваемых компьютерных технологий и систем. Моей задачей на практике было написание мультимедийной программы, которая бы дополнила трансляцию Чемпионата мира по футболу. Каким образом? Программа при помощи библиотеки компьютерного зрения opencv «выделяла» мяч, игроков, ворота и разметку из видеофайла, содержащего запись серии пенальти в футболе. Кроме того, она определяла и рисовала места попаданий в ворота на отдельной картинке или на видео.Самым интересным для меня было изучение работы библиотеки OpenCV, которая позволяет решить поставленную задачу. Так же было интересно узнать про способы нахождения необходимых объектов на изображение и разобраться в работе нейронных сетей. Итоги практики могу оценить только положительно. В ходе своей работы я получил огромные теоретические знания и необходимый опыт. А написание программы позволило закрепить полученные знания на практике, что поможет в дальнейшем. Безусловно, полученные знания на лекциях по программированию позволили мне быстрее разобраться в новой для меня теме и успешно реализовывать поставленные мне задачи. База знаний, полученная в МАИ, безусловно, являлась основой для моей работы, без неё не получилось бы реализовать задуманное.
Никита Медведев, Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика»— Моей практикой так же, как и у Антона Федотова, был летний тренинг компании РТСофт. В тренинг входили курс лекций и практическое задание по разработке приложения для разметки видеопотока — выделение ворот и мяча на трансляции футбольного матча. Основная цель тренинга была в освоении возможностей расширенного языка С++.
Первую неделю проводились лекции по функционалу новых версий языка и по обработке изображений. Затем мы получили практическое задание, которое организаторы приурочили к Чемпионату мира в России. Нам было необходимо по записи трансляции футбольного матча определить точки попадания мяча в ворота во время пенальти. Это задание у организаторов родилось после матча России с Испанией. За курс мы должны освоить библиотеку компьютерного зрения OpenСV, а идея с ЧМ и пенальти — наглядный пример.
Самым интересным оказалось изучение библиотеки компьютерного зрения: до этого не приходилось так основательно разбираться в библиотеках. Главный результат для меня — понимание языка C++ и работы с ним, в дальнейшем он будет мне просто необходим. Очень помогали знания, полученные в МАИ. Особенно пригодились умение программировать, а также навыки поиска нужной информации.
Тимофей Шумилов, факультет «Радиоэлектроника летательных аппаратов»— Моя производственная практика проходила в МАИ и на предприятии АО «Интерсеть», где я работаю. В институте я в основном занимался моделированием физических процессов. На работе же внимание уделялось разработке радиоаппаратуры для различных ОКРов в сфере разработки телекоммуникационного оборудования, спутниковой и радиорелейной связи. За месяц удалось запустить и отладить источник питания.
Во время практики в МАИ было интересно визуализировать физические процессы, когда из набора формул можно получить наглядный график физического явления. На работе самым увлекательным был процесс отладки собственного устройства, увеличения его КПД и уменьшение уровня шумов. Практика закрепила знания, полученные на занятиях в МАИ. Конечно, маёвские знания очень помогали, поскольку профиль у специальности очень узкий и необходимую базу можно получить только на лекциях в МАИ. С этой базой ты быстрее переходишь к практическим расчётам и решению задачи.