«Артек» в фокусе: как МАИ делает из школьников инженеров

3 августа 2018

7-я совместная смена ОАК и МАИ «От мечты до достижения» в Международном детском центре «Артек» завершилась ещё в начале июля. Однако это не означает, что самолёты, созданные руками талантливых школьников под руководством маёвцев, перестали летать над Чёрным морем. Образовательный процесс в «Артеке» не остановился, и помимо проектной смены студенты МАИ проводят здесь мастер-классы по авиации для всех юных гостей лагеря.

Вспомним, над чем работали ребята на 7-ой проектной смене и расскажем о втором образовательном проекте МАИ в «Артеке» — серии авиационных мастер-классов для школьников. Они будут длиться до сентября.

Инженерный десант в действии

Напомним, что МАИ подписал с МДЦ «Артек» соглашение в январе 2017 года и утвердился в качестве основного тематического партнёра. Реализовывать профильную смену МАИ стал в связке с Объединённой авиастроительной корпорацией и принимал самое деятельное участие в отборе школьников со всей России на проектную смену в знаменитый лагерь. Среди тысяч заявок, поступающих в адрес вуза, необходимо было найти по-настоящему талантливых и мотивированных на отрасль ребят. Поэтому маёвский конкурс на проектную смену был очень серьёзный, многоэтапный, а требования строгими. Однако те, кому всё-таки посчастливилось выдержать все «экзамены» и защиту проекта в стенах МАИ, получали возможность работать над конкретным проектом, приобретали сильных наставников, ресурсы и инструменты, а самое главное — крепкие практические знания и яркие эмоции.

На седьмой июльской смене от школьников требовалось создать и запрограммировать 8 квадрокоптеров. Беспилотники должны были «учуять» пожар, предупредить МЧС и выдать им координаты очага возгорания.

— Ребята занимались созданием беспилотной системы, — отмечает один из наставников на смене в «Артеке», студент Аэрокосмического института МАИ Михаил Майгуров. — Они сами делали рамы беспилотников, конструкцию, программировали их.

Всего на смену прибыло 100 человек, которые были поделены на команды по этапам жизненного цикла изделия. По словам Михаила, артековцы были конструкторами, проектировщиками, программистами, специалистами по электрооборудованию, 3D-печати и, конечно, операторами дронов. Каждый отвечал за свой отдельный блок, и в этой полифонии и были создано 8 беспилотников, которые успешно справились со своей задачей, отыскав очаг возгорания. Курировали ребят на всех этапах их работы преподаватели-маёвцы. Всего на смене их было 9 человек.

— Я отвечал за программистов, — говорит Михаил. — Вместе с ребятами мы отрабатывали автономные посадки дронов, их взаимодействие. Параллельно проходили лекции по беспилотным системам.

По словам Михаила, некоторые школьники его впечатлили своими талантами программистов и конструкторов.

— Один из участников сам, без нашей помощи, склеил из подручных материалов модель самолёта Су-27, — делиться он. — Была команда, у которой был написан хороший программный код. Как программист я это, конечно, оценил.

Следующая проектная смена МАИ и ОАК в «Артеке» пройдёт в декабре.

Заинтересовать авиацией

Второй образовательный проект, который МАИ реализует в «Артеке», — цикл мастер-классов и лекций по авиации. Начинается он в мае и заканчивается только в сентябре. В отличие от проектной смены, на маёвские мастер-классы отбор не осуществляется и на занятия с каждой группой отводится меньше часов. Это своего рода интерактивные уроки, в которых может принимать участие все юные гости «Артека».

— По правилам центра, все дети обязательно должны ходить на определённую секцию, которые в большом количестве проходят на территории «Артека», — поясняет советник ректора МАИ Анна Катькина. — МАИ предлагает ребятам познакомиться с увлекательным миром авиации и погрузиться в инженерную профессию. На секции школьники делают модели самолётов, разукрашивают их и запускают. Помимо этого идут лекции, маёвцы рассказывают об истории авиации.

Студентка третьего курса Аэрокосмического института МАИ Анна Амбарцумян (на фото в окружении учеников) отправились на секцию в «Артек» в качестве преподавателя. За плечами у Ани большой опыт работы с детьми — в школе она была вожатой в лагере, организовывала игры и мастер-классы.

— С детьми работать очень здорово, — признаётся студентка. — Они — моё самое большое впечатление от «Артека». Конечно, для меня это безумно интересный опыт работы с такими замечательными, талантливыми ребятами. Кроме того, здорово было освежить свои знания и побывать в лучшем лагере страны.

Аня показывает снимки из «Артека». На них улыбающиеся мальчики и девочки с самолётами. Вот они старательно вырезают крылья, вот запускают свои модели, вот позируют на фоне артековских пейзажей, красота которых просто завораживает.

— В моей секции принимали участие 50 детей из 4 отрядов, — отмечает Аня. — Многие из них на последних занятиях выразили большую заинтересованность в профессии авиаконструктора и инженера. Мы даже договорились через пару лет встретиться в МАИ. Были ребята, которые мечтают попасть на проектную смену МАИ и ОАК в «Артек».

На секции, которую вела Анна, будущие инженеры познакомились с основой авиамоделирования, историей авиации и самолётостроения, перспективами развития «крылатой» техники. Кроме того, они создавали свои авиамодели.

Преподавательскую эстафету после Анны примет студент факультета «Авиационная техника» МАИ Александр Фёдоров. Так же, как и его коллега по университету, он много лет работает с детьми. Но именно в «Артек» поедет впервые.

— Больше года я занимаюсь с детьми авиамоделированием, — признаётся Александр. — Но «Артек» — новый виток в моей преподавательской карьере, поэтому я так заинтересован в этом опыте. Очень хотел бы улучшить свои педагогические навыки и сам чему-то научиться.

Маёвец планирует рассказать артековцам в простой и увлекательной форме, что такое самолёт, почему он держится в воздухе, из чего состоит, как управляется и как работает реактивный двигатель.

— Хочу провести аналогию с радиоуправляемыми моделями, одну из которых они соберут своими руками, увидев весь процесс изготовления изнутри, — поясняет он. — Немного коснемся мы и истории авиации. Весь материал Александр построит от простого к сложному. Сначала ребята научатся аккуратно обводить и вырезать детали обычным канцелярским ножом.

— Начнём со свободнолетающего планера, а закончим радиоуправляемой моделью, — говорит он. — Но самым интересным для школьников будет, пожалуй, подключение аппаратуры к собственным радиоуправляемым моделям и запуски.

Кстати, в «Артек» существует строгий отбор и среди преподавателей. В МАИ этому уделяется особое внимание. Студент должен отвечать определённым требованиям.

— В середине мая мы стараемся опубликовать новости во всех новостных лентах МАИ о начале отбора преподавателей в «Артек», — поясняет процедуру маёвец, федеральный тьютор сети детских технопарков «Кванториум» Сергей Ершов. — После того, как мы выбрали кандидатов, я с каждым общаюсь лично. Если студентам это и правда интересно, у них есть опыт работы с детьми, знания предметной области, то мы договариваемся на какую смену кто поедет. Затем мы оформляем маёвцам все необходимые документы, и начинается работа. Перед поездкой, конечно, ещё инструктируем будущего наставника.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации