Физика знаний: маёвец о преподавании в Физматшколе МАИ

8 августа 2018
Физика знаний: маёвец о преподавании в Физматшколе МАИ

С осени жизнь выпускника Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Алексея Горячева начинает играть новыми красками. Каждый понедельник он пораньше уходит с работы и отправляется в Физико-математическую школу МАИ. Здесь он ведёт у школьников занятия по физике вот уже почти 10 лет.

— Я и сам учился в Физматшколе МАИ в десятом и одиннадцатом классах, — признаётся Алексей. — Это во многом определило то, что буду поступать именно в МАИ. Здесь очень отзывчивые и доброжелательные люди, сильные преподаватели.

Педагогический стаж

Физматшколу МАИ Алексей окончил с синим свидетельством, сдав выпускную физику и математику на две четвёрки. Полученные знания помогли ему с лёгкостью поступить на факультет № 4 «Радиоэлектроника летательных аппаратов» (ФРЭЛА) МАИ. На первом курсе Алексей снова появился в ФМШ, но уже в качестве стажёра. Молодым преподавателям здесь всегда рады, и маёвца сразу прикрепили к старшему товарищу.

— Стажировка длится два года, — объясняет процедуру Алексей (на фото — справа). — После этого, в случае успешного завершения стажировки, ты становишься старшим преподавателем и можешь брать шефство над новичками. Рассказываешь все нюансы преподавания, вместе с ними ведёшь семинары. В зависимости от семинара работа распределяется по-разному. В каждой группе преподаватели решают по-своему. Например, старший преподаватель кратко рассказывает теорию, а стажёр решает с учениками задачи, или наоборот. В тандеме проверяются домашние задания у группы. Через два года стажёр сдаёт экзамены. Причём такие же, как и ученики. Если всё проходит успешно, то его назначают старшим преподавателем и дают своих стажёров.

Сам Алексей за свою практику выпустил несколько старших преподавателей. Один из них, студент факультета «Радиоэлектроника летательных аппаратов» МАИ Илья Петров, до сих пор преподаёт в ФМШ МАИ.

— На преподавателя, конечно, ложится большая нагрузка, — подчёркивает маёвец. — Нужно не только успеть подготовится к семинару, но и проверить домашние задания. К тому же молодым преподавателям нельзя забывать про основную учебу в институте. Были те, кто не выдерживал такую нагрузку, и уходил. Но если человек всё-таки адаптируется и остается, то это надолго. Ведь к ФМШ очень привязываешься. В составе преподавателей много «аксакалов» — преподавателей, которые давно закончили учебу в институте, но продолжают вести занятия.

Непростые испытания

Поступить в Физматшколу МАИ, по словам Алексея, можно со средними и базовыми знаниями предмета. Если посещать все лекции и семинары, выполнять домашние задания, учиться не сложно, но и не легко.

— Мы даём много материала, он преподаётся в доступной и очень интересной форме. Например, я периодически на уроках ставлю наглядные опыты по физике. Ребятам нравится. Недавно на семинар по теме «Эквивалентные преобразования электрических цепей» приносил мультиметр для измерения сопротивления. Это был такой интерактивный формат занятия — мы измеряли с учениками сопротивление и потом подтверждали эмпирический опыт теоретическими расчётами. Кроме основного материала, последнее время на занятиях мы рассматриваем задачи из ЕГЭ по физике по теме текущего семинара.

Конечно, взамен от учеников требуется заинтересованность и чёткое выполнение домашних заданий. Те, кто ответственно подходит к своей учёбе и работает на занятиях, непременно улучшают уровень своих знаний и без труда поступают в ведущие российские технические вузы.

— В ФМШ ученики в группах распределяются равномерно, то есть нет группы «отличников» и «двоечников», — отмечает Алексей. — Такой формат помогает более слабым ученикам подтягиваться до сильных ребят и улучшать свои навыки, а те, у кого база была лучше, получают индивидуальные задания повышенной сложности.

Занятия в Физматшколе МАИ проводятся для учеников 10 и 11 классов. В 10 классе изучается физика и математика, в 11 к этим дисциплинам добавляется русский язык и литература.

— Сначала у одного класса полтора часа идёт лекция, а у другого — практические занятия, на которых ученики решают задачи, — поясняет Алексей. — Потом меняются. На занятиях по русскому языку ученики пишут сочинения и диктанты. Лекции и практические занятия длятся по полтора часа (студенческая «пара»), что позволяет ученикам понемногу привыкать к формату проведений занятий в институте.

Раз в полгода ученики ФМШ пишут контрольные работы, которые позволяют им переходить с одного семестра в другой. В 11 классе выпускники сдают итоговый экзамен. Он состоит из устной и письменной части.

— В билеты устного экзамена входит задача и два теоретических вопроса за десятый и одиннадцатый классы, — поясняет Алексей. — По итогам экзамена и работы ученика на семинарах за год выставляется итоговая оценка.

В зависимости от результатов ученику выдаётся красное или синее свидетельство.

— Красное свидетельство даётся за две пятёрки по физике и математике, — отмечает преподаватель. — Синее — за две четвёрки, либо за пятёрку и тройку. Всем, кто сдал экзамен ниже 8 баллов по сумме двух оценок, выдаётся справка о прохождение курсов физики и математики в ФМШ МАИ.

Отметим, что в этом году два ученика из группы Алексея на пятёрки окончили ФМШ. По его словам, это бывает нечасто. Сам маёвец за почти 10 лет своей работы выпустил 5 групп. Многие из его учеников стали студентами МАИ.

— Я достаточно строгий преподаватель, — признаётся он. — Хотя с каждым учеником стараюсь найти контакт. Предметом нужно, прежде всего, заинтересовать. Самое большое удовольствие от преподавания для меня в ощущении с пользой проведенного времени, когда можешь поделиться своими знаниями с молодыми любознательными умами.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2