Под крылом ФЛА: выпускница МАИ об авиагонках, маёвцах и самолётах
4 октября 2018Мощные болиды, сумасшедшие скорости, шум двигателей, визг тормозов, рассыпающиеся искры, эффектные обгоны, драматичные сходы, борьба за доли секунды и лидерство, харизматичные гонщики, особенная атмосфера гран-при — это то, за что мы так любим автогонки Формулы-1. У этих соревнований невероятное количество ценителей и поклонников по всему миру, а названия команд и имена гонщиков на слуху даже у людей далёких от автоспорта. Однако некоторые маёвцы знают и другую, более привычную им Формулу-1. И гонки эти совсем не на машинах, а на самолётах.
Один из организаторов таких «небесных» битв — Федерация любителей авиации, которой в 2018 году исполнилось 30 лет. Первым её руководителем стал выпускник Московского авиационного института (национального исследовательского университета), лётчик-космонавт Игорь Петрович Волк. Теперь в должности вице-президента развивает Федерацию любителей авиации выпускница МАИ Ольга Олехник.
В интервью mai.ru она рассказала об авиаспорте авиации общего назначения (АОН), авиагонках Формулы-1 и поддержке ФЛА со стороны МАИ.
Небесный трек
Авиационные спортивные дисциплины авиации общего назначения (АОН) пришли в Россию лишь в конце 90-х годов. Ими стали авиаралли, авиагонки, точное самолётовождение, в том числе и в горах, соревнования на исторических и самодельных летательных аппаратах, авиагонки Формулы-1. Во всех этих видах в качестве эксперта и организатора принимала участие Федерация любителей авиации. В 2017 и 2018 годах при её участии в Казани прошёл этап чемпионата мира по воздушным гонкам Red Bull.
— Сами спортивные соревнования представляют собой полёты на специальных спортивных самолётах EDGE 540 и MXS-R по утверждённой трассе, размеченной установленными воздушными пилонами, — поясняет регламент Ольга Олехник. — Пилоты соревнуются на лучшее время прохождения трассы, как и в Формуле-1. Получается, что это и гонки, и высший пилотаж на самолётах. Самолёты разгоняются до скорости 370 км/ч и проходят трассу на высоте 20 метров. Перегрузка в полёте доходит до 10g.
Роднит авиа и автогонки также оживлённый и непрекращающийся процесс совершенствования главных героев соревнований — болидов, которые конкурируют друг с другом на небе и на земле. Командная работа конструкторов, инженеров, механиков, технологов и самих пилотов над машиной ещё одно объединяющее звено в двух видах спорта. Кстати, несмотря на то, что скорости в авиагонках тоже очень высокие, спорт этот в несколько раз безопаснее своего брата-автогонщика. Почти все аварии за историю «небесных» ралли обходились без серьёзных последствий, как для пилота, так и для его «железного» напарника. Дело в том, что гоночный самолёт, особенно его монокок, достаточно крепкий. Кроме того, летательный аппарат бешено манёвренный и позволяет мгновенно и без скольжения менять свою траекторию в случае непредвиденных обстоятельств.
Занятие для авиалюбителя
В авиаспорте АОН активное участие принимают и маёвцы, члены Федерации любителей авиации.
— Многие приезжают на соревнования по точному самолётовождению, историческим и самодельным летательным аппаратам, — отмечает Ольга Олехник. — Маёвцев задействуем на наших мероприятиях в качестве волонтёров. Они регулируют направления движения самолётов, чтобы они не заходили за рулёжки. Также смотрят за самими самолётами, рассказывают о них гостям гонок.
Сама ФЛА для популяризации авиатехники, спорта, инженерной работы и профессии часто организует Аэрофестивали. Это визитная карточка организации. На них собирается много участников, которых объединяет страсть и интерес к авиации. Среди почётных гостей мероприятия — чемпионы мира по высшему пилотажу Михаил Мамистов и Елена Климович, космонавты Елена Серова, Сергей Крикалёв, Валерий Токарев и другие.
— Аэрофестиваль — это большой, красочный авиационный праздник, — поясняет Ольга. — Он состоит из большого количества различных, как сегодня говорят, «активностей» и привлекает людей всех возрастов. Это своеобразный авиационный театр — мероприятие, вводящее людей в мир авиации. На аэрофестивале есть красочное авиашоу с четырёхчасовой лётной программой таких самолётов, как СУ-31, Extra, Ил-14, ЯК-40, Ан-2, а также веротолётов, автожиров, мотопарапланов, самолётов-амфибий, бизнес-джетов, планеров.
Конечно, подобные события мимо маёвцев не проходят. Они становятся не только полноценными участниками и гостями «Аэрофестиваля», но и работают в качестве волонтёров.
— Ребята помогают гостям окунуться в мир авиации, ощутить свою причастность и доступность этих видов спорта, — признаётся Ольга. — Поэтому я благодарна ребятам и всегда рада видеть этих авиационных специалистов на наших праздниках.
Следующий «Аэрофестиваль» запланирован на август 2019 года. А скоро в истории авиагонок появится имя нового маёвца. Им станет сама Ольга Олехник, которая решила сесть за штурвал.
Её путь в авиацию начался ещё до поступления в МАИ. Вместе с будущим супругом она занималась реставрацией самолётов. Это и определило дальнейший выбор. Инженерная работа продолжилась уже в МАИ, в конструкторском бюро «Авион». Теперь Ольга — вице-президент огромной организации и счастливый обладатель 5 летательных аппаратов. Среди них — настоящие сокровища. Например, «Aero Ae-45», которых в мире осталось всего 5 летающих экземпляра, и немецкий Dornier-27 1959 года выпуска.
Федерация любителей авиации (ФЛА) — старейшая общественная организация в России. В перечень основных видов её деятельности входят обучение пилотов-любителей, техническая поддержка владельцев авиатехники, развитие авиаспорта и аэродромной сети, популяризация авиации, профессии инженера и лётчика.
Фото из личного архива Ольги Олехник, Жанны Пановой, Reb Bull.