Прыжок в будущее: в МАИ прошёл День науки

15 октября 2018

Субботним утром 13 октября во Дворце культуры и техники Московского авиационного института (национального исследовательского университета) было очень оживлённо. Около 1 000 школьников приехали на традиционный маёвский День науки, который прошёл в рамках Фестиваля науки NAUKA 0+. Ребятам не терпелось увидеть собственными глазами причудливый мир перспективной техники и практической науки, которым всегда славился МАИ, прогуляться по маёвским лабораториям, почувствовать себя настоящими учёными, технологическими предпринимателями и создателями проектов будущего.

— Меня просто завораживает авиастроение, — признаётся ученица 9 класса школы № 1501 Кристина Гавтадзе. — Мне бы очень хотелось поступить в МАИ и связать свою жизнь с летательной техникой.

МАИ исполнил все желания своих юных гостей: он не только продемонстрировал всю мощь лабораторной базы, но также рассказал ребятам о современных тенденциях развития технологий, которые уже меняют нашу жизнь. Но самое главное открытие, которым МАИ поделился на Дне науки, в том, что создавать, строить и приручать технологии завтрашнего дня придётся самим школьникам. А МАИ с удовольствием протянет им руку помощи.

В позиции лидера

Старт Дня науки дал проректор по научной работе МАИ Юрий Александрович Равикович. От лица ректората он приветствовал всех гостей мероприятия. Затем разговор перешёл в плоскость науки будущего и проектов МАИ.

— За прошлый год МАИ заработал почти 2 млрд рублей, — отмечает Юрий Александрович. — Это итог совместной работы с нашими промышленными партнёрами из Объединённой авиастроительной корпорации, Технодинамики, Вертолётов России, Роскосмоса, Объединённой двигателестроительной корпорации, ЦАГИ и так далее. Кроме того, МАИ выполняет множество научно-исследовательских работ. В качестве полноценного участника МАИ задействован в сотнях проектов. Среди них — разработка более электрического самолёта.

Юрий Александрович особо подчеркнул, что на современных летательных аппаратах год от года будут появляться всё больше и больше электрических систем, а гидравлика и пневматика будут уступать своё место электрическим приводам. Кроме того, он рассказал школьникам о том, что МАИ вместе со своими коллегами из ОАК и ЦАГИ задействован в европейском проекте Rumble по созданию сверхзвукового пассажирского самолёта.

— МАИ будет работать над гибридной силовой установкой и в скором времени придёт к разработке полностью электрической установки, — пояснил он. — К этому идёт весь мир, вся Россия и, конечно, МАИ.

При этом он подчеркнул, что интересы МАИ не ограничиваются только разработками в области авиации. Совсем недавно вуз на 69-ом Международном астронавтическом конгрессе IAC 2018 подписал меморандум с DLR (Германский аэрокосмический центр) об участии в ряде европейских космических проектов.

— DLR объединяет сорок институтов в двадцати городах Германии и имеет представительства в других странах, — отмечает Юрий Александрович. — Мы надеемся на плодотворное сотрудничество не только с самим DLR, но также с Европейским космическим агентством.

В заключении своего выступления Юрий Александрович пригласил всех юных гостей поступать в МАИ и не останавливаться только на статусе студента, а продолжать своё обучение в аспирантуре и участвовать в разнообразных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах МАИ.

Пространство для манёвра

О том, где на практике применить свои навыки, знания и умения, школьникам рассказали основатель Школы дронов МАИ Кирилл Щукин, инженер 3D-школы МАИ Вениамин Брыкин, аспирант МАИ и предприниматель Александр Голомазов и представитель компании МТС Константин Архипов. Каждый из экспертов осветил отдельный сегмент отрасли, где будущие изобретатели могли бы реализоваться.

— Авиация будущего — это не только гиперзвуковые самолёты, которые смогут сократить ваш перелёт почти вдвое, — начал своё выступление Кирилл Щукин. — Это также индивидуальные летательные аппараты, беспилотники. Представьте, что вы сможете просто скачать индивидуальные настройки вашего личного летательного аппарата как игру или важное приложение. Кроме того, вам будет совершенно не нужен навигатор, чтобы мониторить пробки. Вы сможете дать задание своему коптеру, и он отправится на разведку дорожной ситуации туда, куда вам надо. Он передаст вам картинку в режиме реального времени, и вы будете знать, что вас ждёт.

Кирилл также отметил, что перед российскими разработчиками беспилотников стоит задача создания технологий умного автопилота. Дрон сам должен принимать решения и выполнять в соответствии с задуманным задания.

— Необходимо создание центра управления полётами, чтобы дроны могли общаться между собой и безопасно для себя и других передвигаться по городу, — отмечает он. — На западе работы в этом направлении уже начинают вестись. В МАИ вы можете начать конструировать беспилотные аппараты весом 25 грамм, участвовать в огромном количестве проектов, выигрывать гранты. Здесь вы научитесь навыкам пилотирования дронов, сможете заниматься всем спектром работ, связанных с этой областью.

Не менее важную тему для обсуждения поднял в своём выступлении и инженер 3D-школы МАИ Вениамин Брыкин. Он рассказал ребятам о тенденции последнего пятилетия — создании цифровых двойников и важности этого звена инженерной работы для всего жизненного цикла изделия.

— Современному инженеру просто необходимо понимать, что и на каком этапе случится с изделием, которое он создаёт, — отметил Вениамин в своём выступлении. — Поэтому вся наша работа и вращается вокруг понятия жизненного цикла. Но постоянные испытания реального объекта, во-первых, очень дорогостоящи, а во-вторых, не всегда эффективны. Именно поэтому появилась концепция цифрового двойника, которая экономит не только время, но и ресурсы производства. Это технология, которая объединяет реальный физический объект и его виртуальный образ. То есть то, что происходит с реальным объектом, можно смоделировать и увидеть на его цифровом двойнике. С экрана ноутбуков вы сможете в реальном времени увидеть реальное состояние объектов, проанализировать данные и провести испытания.

Однако у всех технологических новинок есть и обратная сторона — определённый набор вызовов, которые для гармоничного развития необходимо решить. По словам Вениамина, в случае цифровизации производства этими вызовами становится защита информации, обработка и анализ данных. Однако все эти трудности сводятся к нулю при наличии кадров с высоким уровнем знаний и компетенций, которые способны решить любые задачи. Специалисты по big data, кибербезопасности, аналитики и программисты благодаря развитию технологий и требованиям к ним становятся востребованными рынком.

— Получить все эти специальности можно в МАИ, — отмечает Вениамин. — Технология цифровых двойников новая. Это не физика, здесь нет устойчивых законов. Поэтому всё новое, передовое формируем мы. И я приглашаю вас принять в этом участие!

Не обошли стороной на Дне науки и вопрос создания собственного бизнеса. Несколько советов будущим предпринимателям дал автор проекта интеллектуальной логистической системы MiLogistic, аспирант МАИ Александр Голомазов. Он рассказал ребятам о том, что Uber — это не только сервис заказа такси.

— Убер — это любая система, которая помогает объединить заказчиков и исполнителей на одной платформе, — пояснил Александр. — Другими словами, это сервис интеллектуального поиска.

По словам Александра, для того, чтобы создать свой убер в самом начале надо задать себе несколько простых вопросов. Первый — в какой сфере или группе услуг можно найти достаточно количество людей, которым интересно что-либо искать. Второй — можно ли включить с эту сферу услуг информационные технологии. Третий — насколько это выгодно и будет дешевле при последующей раскрутке, а также насколько больше людей в дальнейшем удастся привлечь.

— Это достаточно удобная бизнес-модель и сфера, где услуги могут предоставлять не только крупные компании, но и новички, — считает Александр. — Такие технологии очень популярны в мире. Подумайте, каким будет ваш убер и поступайте в МАИ. Именно здесь вы получите хорошие знания, обретёте понимание технологий. Учась в МАИ, вы сможете создавать такие системы, понимая все технологии, технологические компоненты, которые можно для этого использовать.

Заключительным выступлением дня науки стал рассказ о конвергенции современных телекоммуникаций. Об этом рассказал представитель компании МТС, партнёра МАИ, Константин Архипов.

— МТС, партнёр МАИ, хочет стать лидером в IT-отрасли и на digital рынке, — отметил он. — Мы переходим в мир big data и хотим видеть в отрасли сильных и способных программистов. Новые знания и умения помогут построить нам цифровой мир. Вас ждёт МАИ и, конечно, ждёт компания МТС.

После официальной части Дня науки школьники отравились на экскурсии по лабораториям. Они увидели наиболее перспективные разработки МАИ, посмотрели, что представляет из себя аэротруба и как в ней проходят испытания, сами напечатали на 3D-принтере значок МАИ и полетали на авиасимуляторах. Кроме того, они увидели ракеты, двигатели и множество других маёвских разработок.

Фото Валерии Валевой (МАИ) и Александра Кочубея («Север столицы»).

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2