Самый искусный маг: как учатся в IT-магистратуре МАИ
16 октября 2018Новый учебный год для Московского авиационного института (национального исследовательского университета) стал не совсем обычным. Впервые в своей истории вуз запустил 5 новых магистерских программ по самым перспективным IT-направлениям. Ими стали проектирование высоконагруженных интернет-сервисов, управление процессами разработки программного обеспечения, машинное обучение и управление большими данными, управление цифровым производством, кибербезопасность инфокоммуникаций.
Главным организатором и оператором новых образовательных программ МАИ выступил маёвский IT-центр при участии 20 партнёров, ведущих компаний из отрасли: ivi, Avito, МТС, Samsung, КРОК, Сбербанк, Head Hunter, HackerU, Diasoft, Bosch Rexroth Russia, Luxoft, RTSoft, 1С: Франчайзи Виктория, Новые облачные технологии, Сибинтек.
Ряды IT-магистрантов МАИ пополнили 59 студентов-маёвцев, которые включились в борьбу за практические знания, навыки и, конечно, гарантированную карьеру в престижных IT-компаниях. О том, как прошёл первый месяц обучения и в чём особенности преподавания в IT-магистратуре МАИ — в нашем обзоре.
Гибкий метод
Первокурсник IT-магистратуры по направлению «Управление процессами разработки программного обеспечения» Даниил Форшенёв приехал поступать в МАИ из другого города. Познакомился он с МАИ и IT-центром на апрельском Авиахакатоне. Здесь он узнал о том, что в скором времени планируется открытие новых магистерских программ и в качестве преподавателей выступят представители компаний с реальным практическим опытом.
— Я тогда учился в бакалавриате и в принципе не собирался дальше идти в магистратуру, — признаётся Даниил. — Но метод обучения в МАИ меня зацепил. Для специалиста нашей отрасли важно участие в образовательном процессе представителей компаний с практическим опытом. Они могут дать нам те знания и навыки, которых мы не получим на ни одной академической лекции. В МАИ же предлагали гибкое сочетание классической теории и практических занятий. Причём практики гораздо больше. Это мне очень понравилось, и я сделал свой выбор в пользу магистратуры в МАИ.
Удобным было для студентов и расписание, его составляли с учётом их пожеланий. В будние дни занятия проводились по вечерам для того, чтобы дать возможность будущим программистам, техническим специалистам, product и project-менеджерам работать. В субботу же ребята учились днём.
— Пары построены не по классическому методу, — поясняет Даниил. — Например, по гибким методологиям разработки у нас в расписании две пары. За это время нам дают не только учебный материал, но и проводят тренинги, игры. На таких играх мы работаем в командах, коммуницируем друг с другом. Навык общения и понимания друг друга очень важен при работе в команде, это залог успеха. Например, недавно у нас была игра, в результате которой мы выясняли, как распределяются роли в нашей группе. Кто лидер, кто мотиватор, кто генератор идей. Понимание и чувство команды очень важно. Кроме того, ускоренным курсом мы изучаем Agile-методологии в целом и фреймворк-scrum в частности.
Занимаются маёвцы и непосредственным программированием, изучают базы данных и основы big data. Программа курса свёрстана так, чтобы вырастить из студентов специалистов с широким кругозором и уровнем знаний.
— Мы должны знать обо всём, представлять и понимать, как разворачивается высоконагруженные сервисы и проекты, при необходимости разворачивать их и сами, — считает Даниил. — На этой неделе у нас начинается новый курс по машинному обучению, который будет проходить в офисе Head Hunter.
Практико-ориентированный подход к обучению, где теория занимает минимум времени, а львиная доля отводится практике, разделяют и партнёры программы. Сотрудники многих компаний выступают не только в качестве руководителей направлений и их идеологов, но и становятся преподавателями. Например, заместитель технического директора ivi Александр Дружков (на фото) рассказывает студентам о гибких методологиях разработки.
— Мы учимся эффективно проводить встречи, разбираем работы с конфликтами, отказами, — поясняет он. — Кроме того, я показываю ребятам различные приёмы запуска команд, способы решения проблем и увеличения эффективности команд. Во время занятий мы сосредоточены на том, чтобы научиться сокращать зависимость команд от менеджера, стать самоорганизованными.
По словам Александра Дружкова, он почти полностью отказался от лекционной части на своих занятиях.
— Мы ничего не пишем под диктовку, — признаётся он. — Девиз — больше самостоятельной работы и взаимодействия друг с другом. Студенты пару от пары повышают свои коммуникативные навыки и сразу отрабатывают методы, о которых я им рассказываю, на живом примере, в формате живого общения. Наша главная задача — дать ребятам возможность дышать тем же воздухом, что и мы, представители IT-отрасли, выполнять задачи такого же рода. Ребята должны выйти на рынок более подготовленными. Не только с арсеналом теоретических знаний о менеджменте, которые порою непонятно, как использовать, а с реальной практикой. Кроме того, нам важно растить кадры для себя в том числе. Мы будем привлекать к преподаванию в МАИ других сотрудников нашей компании, а также с удовольствием пригласим всех интересующихся нашей деятельностью студентов к себе на стажировки.
Важная синергия
Несмотря на то, что методика обучения в IT-магистратуре отличается от классической и ориентирована на приобретение практических навыков — так называемых «hardskills» в сочетании с «softskills» — вся учёба построена в соответствии с ФГОС и профстандартами.
— Все магистратуры открыты на базе конкретных учебных подразделений, — поясняет руководитель IT-центра МАИ Мария Булакина. — В МАИ это институты «Системы управления, информатика и электроэнергетика», «Радиоэлектроника летательных аппаратов», «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» и факультет «Информационные технологии и прикладная математика». Однако менеджером и управляющим органом выступает IT-центр МАИ.
По словам Марии, весь учебный процесс ничем не отличается от традиционного. Однако у маёвцев из IT-магистратуры увеличено количество часов, которые отводятся на практические занятия.
— Ребят учат современным средствам разработки программного обеспечения, навыкам командной работы, проектному менеджменту, технологиях Agile и Scrum, — отмечает она. — Кроме того, в рамках курса предполагаются стажировки у наших партнёров, которые также будут предоставлять маёвцам темы для исследований и выпускных квалификационных работ.
По словам Марии, в будущем IT-центр существенно расширит перечень магистратур, которые откроются в МАИ, а также оптимизирует уже имеющиеся направления, связанные с этой отраслью. С уже существующими и новыми магистерскими программами абитуриенты смогут познакомиться на днях открытых дверей.