Эксперт ИТ-Центра МАИ рассказал comnews о перспективах аэротакси в России

31 октября 2018
Эксперт ИТ-Центра МАИ рассказал comnews о перспективах аэротакси в России
Аэротакси, прототип которого создан по заказу российской компании «Бартини Дизайн» , успешно прошло несколько тестовых испытаний. Завершить разработку и представить аэротакси на рынке планирует к 2020 г.

Аэротакси будет работать по трем главным принципам — электрическая тяга, аэродинамика (подвижность) крыла, вертикальный взлёт и посадка. Аппарат взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, и далее аппарат летит подобно самолету. Приземление происходит в обратном порядке.

Эффект Бартини — прирост тяги винтов летательного аппарата и уменьшения лобового сопротивления за счет особого парного расположения моторов, вращающихся в разные стороны. Моторы заключаются в особую металлическую окольцовку, а вся конструкция носит название «импеллер».

Начальник отдела магистратур ИТ-Центра МАИ Светлана Ляпина рассказала о перспективах аэротакси в России. «Надо начать с того, что в настоящее время под аэротакси понимаются и беспилотные летательные аппараты, и малая авиация, управляемые принципиально новые средства воздушного транспорта. Аэротакси также нередко рассматриваются и как межрегиональный авиатранспорт, и бизнес-перевозки в пригородной зоне, и городское транспортное средство для преодоления пробок. И перспективы у этих разных групп в России совершенно разные», — говорит она.

По словам Светланы Ляпиной, беспилотные летательные аппараты являются слишком радикальной инновацией. «Помимо чисто технико-технологических задач (навигация, управление полётом, обеспечение безопасности и др.) и юридических вопросов (согласование маршрутов движения, допуск к перевозкам пассажиров, сертификация и др.) довольно сильным фактором выступает консерватизм потенциальных пассажиров, которые испытывают естественный страх „без опоры под ногами“ и к тому же сильно сомневаются в надежности искусственного интеллекта, заменившего пилота. И если чисто гипотетически первые две группы факторов можно преодолеть, то на „воспитание“ пассажира уйдет достаточно много сил, времени и здоровья. Так что подобный вид аэротакси появится как в России, так и за рубежом не очень скоро», — рассказала Светлана Ляпина.

В то же время, по мнению Светланы Ляпиной, управляемые новые и хорошо забытые старые средства воздушного транспорта — летающие мотоциклы, парапланы и другие — имеют больше шансов. «Хотя бы потому что освоение управления ими для людей, склонных к риску, может рассматриваться как новый вызов. Присутствие уверенного пилота и демонстрация безопасности полёта в момент прибытия аэротакси способны сломать недоверие к данному транспортному средству. Однако надо иметь в виду, что данные транспортные средства в России будут доступны только как средства пригородного сообщения и в ограниченных зонах, поскольку получить разрешение на полет от силовых структур для них по городу может оказаться неразрешимой проблемой», — считает Светлана Ляпина.

«Для аэротакси, по сути, остается только одна ниша, не имеющая ничего общего с инновациями, — это межрегиональная и пригородная малая бизнес-авиация. Оценивать ее перспективы не имеет смысла: она есть и развивается — как в России, так и за рубежом», — подчеркнула Светлана Ляпина.

В то же время, по её мнению, энтузиастов не останавливают ни нормативные ограничения и запреты, ни консерватизм потенциальных пассажиров.

«Изобретательская деятельность вообще, как правило, развивается вне рынка, вне официальной статистики и вне СМИ. Мечты о собственном летающем транспорте возникали еще в СССР. И примерно тогда же впервые зашла речь об аэротакси. Так что, проектов — учтенных официально и „гаражных“ — много. Например, очень впечатляет прогресс в проекте создания летающего мотоцикла Hovesurf, который адаптируется под аэротакси. Его создает российская команда Александра Атаманова», — говорит она. По мнению Светланы Ляпиной, данная команда продвинулись в этой области дальше других, и создала вполне рыночные промышленные образцы. «Но перспективы на российском рынке для данного проекта весьма туманны, хотя за рубежом интерес к этому проекту достаточно высок», — заключает Светлана Ляпина.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8