Орлята учатся летать: занятия в Центре авиамодельного творчества МАИ

15 ноября 2018

Авиамодельный кружок Московского авиационного института (национального исследовательского университета) — место особого притяжения. И это неудивительно, ведь именно здесь можно впервые почувствовать вдохновляющее чувство полёта. Но даже если отказаться от образных и поэтичных выражений, то авиамодельный кружок от этого не потеряет своей значимости в глазах школьников и студентов: сюда ребята приходят за практическими навыками, инженерными знаниями и соревновательным опытом.

Все составляющие для дальнейших успехов по жизни и профессии воспитанники авиамодельного кружка МАИ и образованного на его базе Центра авиамодельного творчества для школьников получат с лихвой. Шаг за шагом они пройдут путь становления авиаконструктора-изобретателя: от задумки и чертежа до выполненной вручную модели летательного аппарата. Начинали с этого когда-то все великие конструктора: Королёв, Туполев, Антонов.

В небольшом комментарии mai.ru преподаватель Авиамодельного кружка МАИ Виктор Александрович Тимашев рассказывает о том, как проходят занятия со школьниками и какие навыки ребята получат.

Рождение крыльев

— Вот видите: палка, палка, а получается в итоге самолёт, — указывая мне на простейшую модель, говорит Виктор Александрович (на фото в окружении учеников). — Он неплохо летает и может даже участвовать в соревнованиях. Ребята тут же, в Авиамодельном кружке, свои летательные аппараты и испытывают: кто как летает.

В руках Виктора Александровича небольшой, выполненный из плотного картона, самолёт. Склеить такой не составит особого труда, убеждает он меня. Тут же просит встать в противоположный угол просторной авиамодельной лаборатории, стены которой завешаны различными видами «крылатых» моделей. Виктор Александрович направляет «нос» самолётика в мою сторону, готовиться запустить.

— Надо его направлять чуть вниз, тогда траектория будет длиннее, — поясняет он.

Оказывается, запустить даже простейший планер — целое искусство. Здесь этому тоже учат. Самолётик летит в мою сторону, делает эффектный кульбит и ложится в шаге от меня.

— Сначала мы с ребятами делаем шесть бумажных моделей, — поясняет Виктор Александрович. — Потом приступаем к более сложным видам. Вот, например, самолёт «Бабочка», «Шмель», модели на резиновых двигателях. Потом идут кордовые модели. По нормативам все эти модели ученики успевают выполнить за один учебный год. На втором году обучения авиамоделисты знакомятся с устройством пилотажных моделей. Начинают конструировать и создавать их.

Путь к вершине

По словам Виктора Александровича, обучение начинается с азов. Поэтому школьнику не стоит беспокоиться, если до этого он никогда не занимался авиамоделированием и авиацией не увлекался. Главное — желание развиваться и совершенствоваться.

— Нужно понимать, что самое главное в работе инженера, — работа руками, — поясняет он. — Чертить на компьютере можно научиться, а вот представление реального производственного и технологического процесса ни одна компьютерная программа не даст. Даст только практика.

Практика подарит школьникам и бешеную мотивацию, ведь в результате долгих поисков инженерных решений, работы с инструментами и материалами они получат самую главную для себя награду — готовую летаюшую авиамодель, которую они сделали сами. И бесценный соревновательный опыт.

Напомним, что попасть в Центр авиамодельного творчества МАИ может любой школьник с 8 лет. Единственное условие — регистрация на официальном сайте Мэра Москвы. Для записи на кружок и определённое его направление необходимо знать код программы. Таких направлений в Центре авиамодельного творчества МАИ шесть и подразделяются они по степени сложности и типу авиамодели, над которыми ребята будут работать: «кордовые модели» (код 588132), «свободнолетающие модели» (код 588096), «радиоуправляемые модели» (код 588150), «дроны» (код 588171), «модели „Воздушный бой“. Модуль 1. Моделирование и конструирование бойцовой модели» (код 471261), модели «Воздушный бой». Модуль 2. Монтаж и эксплуатация бойцовой модели" (код 471262).

Занятия, для каждого воспитанника проходят два раза в неделю, а в выходные ребят приглашают на полёты.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2