Куприков Михаил Юрьевич, доктор технических наук

Куприков
Уровень образования
Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, адъюнктура)
Учёная степень
Доктор технических наук
Учёное звание
Профессор
Квалификация
Инженер-конструктор по специальности "Самолетостроение"
Год начала работы
1982
Год начала работы по специальности
1992

Место работы
Кафедра 904 «Инженерная графика»
Должность
заведующий кафедрой
Рабочий телефон
+7 499 158-40-02

Подразделение
Кафедра 904
Должность
заведующий кафедрой
Преподаваемые дисциплины
Инженерная и компьютерная графика
Наименование направления подготовки (специальности)
Авиастроение
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
НазваниеМесто проведенияГод


Куприков  М. Ю. — специалист в области системного анализа больших и сложных технических систем, в части автоматизации формирования облика авиационных комплексов; автор 256 научных трудов, 127 из которых опубликованы включая монографию, 49 статей и 9 авторских свидетельств на изобретения.

Основные направления исследований: прикладное информационное обеспечение автоматизации жизненного цикла изделий, непрерывная поддержка жизненного цикла продукции (CALS), автоматизация проектно-конструкторских работ, влияние инфраструктурных ограничений на облик самолета, автоматизированное формирование облика самолета, твердотельное, гибридное и параметрическое моделирование изделий и процессов в машиностроении, кадровое обеспечение непрерывной поддержки жизненного цикла продукции. М. Ю. Куприкову принадлежат фундаментальные результаты в теории математического решения задач формирования геометрического облика больших и сложных технических систем при «жестких» ограничениях посредством трансформации этих задач в «обратные» задачи проектирования.

Куприковым  М. Ю. (в составе коллектива авторов) разработана и внедрена система автоматизированного формирования облика самолетов вертикального взлета и посадки в ОАО «ОКБ А. С. Яковлева», проектные результаты которой нашли отражение в облике перспективных авианесущих ударных групп. Новые результаты получены Куприковым  М. Ю. в области разработки дальнемагистральных самолетов большой пассажировместимости, систем коллективного спасения пассажиров и экипажа самолетов. При его непосредственном участии решались задачи выявления влияния экологических (шум и эмиссия) и демографических требований на облик перспективных самолетов. Им разработано прикладное научно-методическое обеспечение подготовки кадрового сопровождения непрерывной поддержки жизненного цикла изделий для авиационной промышленности внедренное в МАИ, ХАИ, МАТИ, ВАТУ им. Н.Е.Жуковского, ТАНТК им Г.М.Бериева, АНТК им А.Н.Туполева, ОКБ «Камова», ОКБ «Сухого», РСК «МиГ», НПО «ПРОГРЕСТЕХ».

Куприков  М. Ю. является главным редактором журнала «Прикладная геометрия, инженерная графика, компьютерный дизайн» (http://jggd.ru), членом редколлегий журнала «Качество жизни», председателем специализированного Совета Д 212.125.13 ВАК РФ (специальности 05.01.01 и 05.13.12), членом Совета Д 212.125.10 ВАК РФ (специальности 05.02.023), Ученым секретарем Совета ДC 212.005.02 ВАК РФ (специальности 05.07.02). Под руководством Куприкова  М. Ю. защищено 5 кандидатских и 1 докторская диссертация.

В 1982 после окончания средней школы с Золотой медалью поступил по конкурсу в Московский авиационный институт. Закончил с «отличием» МАИ в 1988 г. по специальности самолетостроение (инженер-механик). В 1989—1992 прошел обучение в аспирантуре при МАИ и получил квалификацию инженер-исследователь. В 1993 защитил диссертацию на спецтему. Присвоение ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.07.02 «Проектирование и конструкция ЛА». В 1995—1998 прошел обучение в докторантуре МАИ, после окончания, которой в 2000 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности 05.07.02 «Проектирование, конструкция и производство ЛА» на тему «Структурно-параметрический синтез облика самолета вертикального взлета и посадки».

Профессиональный опыт:

1985—1987 г.г. — ст. техник ОСКБЭС МАИ (совместитель),
1988—1990 г.г.— инженер, м.н.с. «Проблемной лаборатории» кафедры 101 МАИ «Проектирование самолетов»;
1988—1990 инженер ММЗ «СКОРОСТЬ» им. А.С.Яковлева (совместитель);
1994— ведущий конструктор АООТ ОКБ им. А.С.Яковлева;
1995— н/в — заместитель декана факультета «Авиационная техника» МАИ;
1992— н/в — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры 101 «Проектирование самолетов»,
2006— н/в — ведущий специалист (совместитель) ОАО «ОКБ Сухого»;
1998— н/в — заведующий кафедрой 904 «Инженерная графика» МАИ.

В 2000 году присвоено ученое звание профессора по кафедре «Инженерная графика».

Награды: медаль «В память 850-летия Москвы» в 1997 г., Нагрудный знак Министерства образования Российской Федерации «За развитие научно-исследовательской работы студентов» в 2000 г. (десять медалей Министерства образования РФ по итогам открытого Всероссийского конкурса на лучшую НИРС 1992-1993г., 1995г., 1997г., 1998г., 1999г.,2000г, 2003г, 2004г. и, 2005г.), Золотая медаль Салона изобретений «Архимед 2003», памятная медаль ВВС «100 лет главному маршалу авиации А. Е. Голованову» 2004 г., Нагрудный знак «90 лет дальней авиации ВВС России» 2004 г., медаль министерства Обороны РФ «За трудовую доблесть» 2005 г. 


Публикации, документы и материалы

Наименование Тип Год
Экспертная система автоматизированного проектирования формообразующей оснастки FORMOS Статья 2012
Актуальность задачи формообразования малых тел со сниженными значениями эффективной площади рассеяния Статья 2012
Влияние требований к уровню радиолокационной заметности самолёта на его стоимость Статья 2011
Повышение качества подготовки производства применением технологий быстрого прототипирования Статья 2010
Выбор оптимального компоновочного решения исходя из требований ремонтопригодности, взаимозаменяемости, легкосъемности Статья 2011
Метод оценки очередности компоновки объектов с учетом обеспечения требований по параметрам ремонотпригодности в пассажирских отсеках магистральных самолетов Статья 2011
Выбор компоновочного решения при отсутствии явного прототипа с применением коэффициента конкордации Статья 2011
Формирование облика маневренного самолета в условиях заданных стоимостных ограничений Статья 2011
Особенности геометрического синтеза на разных этапах формирования облика самолета большой пассажировместимости Статья 2010
Особенности выявления моментно-инерционного облика перспективных самолетов на ранних этапах проектирования Статья 2010
Применение искусственных нейронных сетей при проектировании самолетов Статья 2008

Патенты и свидетельства

Название Вид Номер Приоритет Авторы
Самолёт короткого взлёта и посадки Свидетельства 1527807 20.08.1987 Анатолий Качалин
Михаил Куприков
Леонид Поняев
Программный комплекс «М.И.Ф.» Свидетельства 2011610197 19.10.2010 Максим Лякишев
Олег Долгов
Никита Куприков
Михаил Куприков
Редакция проекта с благодарностью принимает сообщения об обнаруженных ошибках, а также любые уточнения, дополнения и предложения.